?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ровно 20 лет назад на экраны вышел фильм Алексея Балабанова «Брат».

«Брат», 1997 г.
«Брат», 1997 г. / Кадр из фильма

Точнее говоря, вышел он не экраны — кинопроката в стране тогда практически не было, а на видеокассетах. Но это не помешало картине стать народной и прочно вписаться в историю нового российского кино.

О том, как снималась картина, что осталось за кадром и за что «Брата» возненавидели критики и чиновники от культуры, рассказал в эксклюзивном интервью близкий друг Балабанова и по совместительству его постоянный продюсер Сергей Сельянов.


— Оглядываясь назад, сегодня можно с уверенностью сказать, что фильм «Брат» появился и состоялся не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам. Судите сами: проката в стране на тот момент не было. Кино практически не снимали, поскольку достать даже минимальные деньги на съемку было нереально. Но Леша Балабанов не мог существовать вне кино. Им овладела идея снять настолько низкобюджетный фильм, насколько это вообще было возможно. Какое это будет кино? О чем? С кем его снимать? А главное, на какие деньги — этого не понимали до конца ни он, ни я.

В 1996 году мы с Лешей поехали на фестиваль «Кинотавр», где увидели картину «Кавказский пленник» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Как рассказывал Балабанов, они познакомились с Серёжей Бодровым практически сразу после показа и засели вместе в одном из пляжных кафе Сочи. Насколько я помню, разговор у них был не особо долгий. Балабанов, не долго думая, сказал Бодрову: «А давай вместе кино снимем? Бесплатно? Про парня, который вернулся домой после армии!». Бодров тоже не стал раздумывать. Ответил тут же: «Ну, давай».


Потерянный герой нашего времени

— Сценарий мне понравился сразу, без всяких замечаний и оговорок. Конечно, я не мог предположить, что фильм станет настолько народным. Тем не менее, в его качестве у меня сомнений не было. Даже при том, что многие были готовы сниматься в «Брате» либо бесплатно, либо за абсолютно символические деньги, либо за гонорар, который мы сможем выплатить через полгода, в любом случае хоть какие-то деньги всё равно были нужны. Кому бы я ни показывал сценарий — руководству каналов, чиновникам от культуры, частным инвесторам — история категорически никому не нравилась. Слишком провокационно. Слишком неоднозначно. Слишком агрессивно.

С большим трудом мы наскребли на фильм около ста тысяч долларов. Экономить приходилось на всем. Картину снимали и в квартире Балабанова, и в домах и на дачах членов съемочной группы. Костюмы для актеров покупали либо в секонд-хэнде, либо люди просто снимались в своей повседневной одежде. Точно так же собирали реквизит для съемок. Все горели этой работой, готовы были жертвовать временем, личными вещами, здоровьем. Была талантливая команда, талантливейший режиссер, талантливый сценарий — все было. Не было только достаточного количества денег! Но Балабанова это не особо заботило. В том, что фильм получится, ни он, ни я, ни остальные члены съемочной группы не сомневались ни секунды. И финансовые вопросы участников съемки волновали в последнюю очередь.

— Картину сняли быстро — примерно за месяц. И в мае 1997 года в единственном на тот момент приличном кинотеатре Москвы состоялась премьера. Критики обрушились на фильм со страшной силой. Обвиняли и в пошлятине, и в жестокости, и в неполиткорректности, и в непрофессионализме — да во всех смертных грехах! Не знаю, как Лешу, а меня все эти нападки не расстраивали нисколько. Более того — они меня, честное слово, только раззадоривали и веселили (смеется).


Сергей Сельянов

Ну а через две недели после премьеры картина вышла на видеокассетах — иного способа попытаться донести фильм до зрителя тогда просто не существовало. Примерно через месяц после начала продаж мы вдруг осознали, что сделали что-то действительно актуальное и нужное для людей. Видеокассеты с фильмом раскупали, как горячие пирожки. Но даже после этого критики не унимались и продолжали плеваться. Конечно, спустя время они сменили свой гнев на милость. Но мне от этого было уже ни тепло, ни холодно. Фильм стал жить своей жизнью и продолжает жить до сих пор, хотя, к несчастью, с нами нет уже ни Сережи Бодрова, ни Леши Балабанова.


via

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 665
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
ilyavaliev
May. 19th, 2017 03:20 pm (UTC)
Хороший фильм получился. Наверное благодаря тому что Бодров ни кого не играл. Просто был самим собой
astori_18
May. 19th, 2017 03:34 pm (UTC)
Он во всех своих ролях был очень естественным.
isursky
May. 19th, 2017 03:21 pm (UTC)
На голом энтузиазме и получаются Шедевры!
astori_18
May. 19th, 2017 03:45 pm (UTC)
Не всё на деньгах держится.
taransv
May. 19th, 2017 03:47 pm (UTC)
А мог быть Брат 3
astori_18
May. 19th, 2017 03:57 pm (UTC)
Много замечательных фильмов ещё могло бы быть.
erivler4
May. 19th, 2017 04:06 pm (UTC)
Столько лет прошло. Хорошее кино
astori_18
May. 19th, 2017 07:17 pm (UTC)
Сейчас уже и не верится, что так жили.
chanych_85
May. 19th, 2017 04:08 pm (UTC)
Один из лучших Российских фильмов
astori_18
May. 19th, 2017 07:17 pm (UTC)
Согласна с вами.
cavallo_blu2
May. 19th, 2017 04:13 pm (UTC)
Этот фильм у нас любят.
astori_18
May. 19th, 2017 07:18 pm (UTC)
Он правдивый.
kolybanov
May. 19th, 2017 04:14 pm (UTC)
на самом деле фильм настолько не ординарный, что по моему он вечный
astori_18
May. 19th, 2017 07:18 pm (UTC)
Честность в цене.
remch_ch
May. 19th, 2017 04:42 pm (UTC)
Все его фильмы отличные! Жаль что что его уже нет ...
astori_18
May. 19th, 2017 07:19 pm (UTC)
Очень жаль. Честный, правдивый .
vagant
May. 19th, 2017 05:15 pm (UTC)
Фильм на крылатые фразы разошелся!
astori_18
May. 19th, 2017 07:20 pm (UTC)
Потому что всё честно и жизненно.
laura_ya
May. 19th, 2017 05:58 pm (UTC)
Фильм получился сильный, но... ужасный... Это провокация не самого смышленого слоя населения, которое составляет основную серую массу, на самосуды. Такие фильмы власть не должна выпускать в прокат, но время тогда было как раз для разгула быдла. Оно и разгулялось...
Я считаю преступными фильмы Бригада и эти Братья. Частично на этих фильмах мотивировался весь тот разгулявшийся бандитизм... Бодрова провидение убрало из существования, а то бы этот одаренный мальчик наломал не мало дров ещё.
atlanian
May. 19th, 2017 06:46 pm (UTC)
"Я считаю преступными фильмы Бригада и эти Братья. Частично на этих фильмах мотивировался весь тот разгулявшийся бандитизм."


Бригада? Согласен. Романтизация и популяризация бандитского образа жизни, где настоящая грязь и мерзость стыдливо и умело прикрыты.

А персонаж Бодрова в фильме "Брат" совсем не "браток". Он, как раз, противостоит "браткам".
laura_ya
May. 20th, 2017 06:37 am (UTC)
Он противостоит, верша самосуд, игнорируя и не доверяя власти и закону - это неприкрытый призыв ровно к такому же произволу. И к тому же абсолютно талантливо подается, сразу у тех же подростков вырабатывает определенный тип мышления. Тем и страшен...
atlanian
May. 20th, 2017 10:51 am (UTC)
Вы девочка. Вам не понять. Категоричность подростка тут неуместна. Почитайте о героях вообще. Начните с Геракла. Герой, он просто такой герой!.. )))
А в 90-е противостоять произволу и хаосу можно было только собственными силами.
Например, если не в курсе, тогда честные предприниматели спали с оружием под подушкой.
laura_ya
May. 20th, 2017 10:56 am (UTC)
За девочку, конечно, спасибо, это простая констатация гендерной принадлежности.
А за 90-е не надо мне песенки петь, я в те годы сама была предпринимателем и тот хаос не себе испытала. Так что понимаю трохи о чем тут речь веду. Это вы детям своим будете на груди рубаху рвать, доказывая свою крутость пережитого, хотя я подозреваю, что в вы, милый, в те годы были не более, чем подростком.
atlanian
May. 20th, 2017 11:12 am (UTC)
"я в те годы сама была предпринимателем" - челночница? На Украине?
Честно, без обид, русская бы такую откровенную чушь не писала и столь категоричную оценку не давала..
Девочка, я служил в армии СССР. Крутость мне никому доказывать не нужно. Многое видел, знаю, помню. Рассказывать не собираюсь.
Тем более, не собираюсь ради чьих-то пустых понтов портить вещи.
Кстати, в России говорят, "рвать тельняшку".
Пересмотрите фильм. У вас очень предвзятое мнение. Возможно не собственное.
Россия 90-х и сегодняшняя Россия - две большие разницы. Это следует учитывать.
Упрямство не лучшая черта характера. Не путать с настойчивостью.
laura_ya
May. 20th, 2017 03:02 pm (UTC)
Челночница и в украине? Это на все, мальчик, на что твоей фантазии хватило или по собственному опыту? :)))))
Нет, не угадал. У меня было ООО, которое занималось разработкой ПО, немного занимались "железом" и мы устанавливали первые компьютерные классы в школы, когда твой папа на рынке торговал семечками. :))
Рвать тельняшку могут далеко не все, судя по уровню реплик, ты явно сильно не дотягиваешь до "тельняшек". Это мимо тебя, потому и рубаха.
Пересматривать мне не требуется никакой фильм, у меня эйдетическая память, к сожалению. Сам сядь, пересмотри, потом попытайся подумать над увиденным, а не изрыгать тут банальности от недалекого ума. Если получится, то возможно, что можно будет пробовать возобновить какой-то диалог. Но очень сомневаюсь. :) А пока я не вижу смысла в продолжении беседы.
Пока-пока...
astori_18
May. 19th, 2017 07:24 pm (UTC)
НЕ согласна абсолютно. Честный правдивый человек, просто время было такое.Он не в чём не соврал и ничего не идеализировал.
atlanian
May. 19th, 2017 06:44 pm (UTC)
Остаются жить фильмы, которые несут атмосферу эпохи, где можно увидеть героя того времени.
Парень, вернувшийся с войны, а вовсе не "браток" в малиновом пиджачке - это герой того времени, как героями стали наши "афганцы" 80-х.

astori_18
May. 19th, 2017 07:29 pm (UTC)
Поэтому странно было читать предыдущий комментарий, что Бодрова ПРОВИДЕНИЕ убрало.Чушь полная.
atlanian
May. 20th, 2017 10:54 am (UTC)
Согласен. Наверно, комнатную девочку пугают такие самостоятельные парни, способные принимать решение и действовать.
sneg_050977
May. 19th, 2017 07:21 pm (UTC)
удивительно. когда вышел этот фильм,моему сыну было совсем мало лет.сейчас ему 21, и это один из его любимейших фильмов.ну и для меня конечно тоже
astori_18
May. 19th, 2017 07:31 pm (UTC)
Это наша жизнь, правда, которую не перепишешь. А искренность ничем не затрёшь Поэтому и наши дети это понимают.
sneg_050977
May. 20th, 2017 07:16 am (UTC)
Да, пожалуй этим и можно объяснить популярность фильма - и его актуальность и сегодня. Одни фразы про Америку чего стоят))
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com