Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Настоящий Франкенштейн: как в XIX веке людей электричеством воскрешали

XVIII - XIX века стали временем, когда наука потеснила религию и, люди захотели постичь ранее неизведанное. И одной из главных загадок было понять происхождение жизни. Ученые учились оживлять мертвых, пытаясь ответить на вопрос: может ли электричество вернуть с того света.

Воскрешение монстра Франкенштейна. | Фото: nlo-mir.ru.
Воскрешение монстра Франкенштейна.

В 1780 году итальянский профессор анатомии Луиджи Гальвани обнаружил, что с помощью электричества можно заставить дергаться мышцы мертвой лягушки. Другие ученые тоже начали экспериментировать, применяя электричество к животным. Племянник Гальвани, физик Джованни Альдини, получив целого быка, отрезал тому голову и, воздействуя током, заставил двигаться его язык. Ученый посылал столь высокие напряжения, что это привело к «очень сильному действию на прямую кишку, вызвавшему испражнение», - писал Альдини.


Схема эксперимента Луиджи Гальвани с мышцами лягушки, 1780 год. | Фото: upload.wikimedia.org.
Схема эксперимента Луиджи Гальвани с мышцами лягушки, 1780 год.

Люди вне науки также были очарованы электричеством. Стали очень популярными шоу, где головы коров и свиней били током. Когда ученые натренировались на животных, они обратились к телам людей. Законы тех лет позволяли использовать для экспериментов трупы казненных преступников.

Эндрю Юр – естествоиспытатель и химик. | Фото: wellcomeimages.org.
Эндрю Юр – естествоиспытатель и химик.

4 ноября 1818 года шотландский химик Эндрю Юр (Andrew Ure) стоял рядом с бездыханным телом Мэтью Клайдсдейла. Это был преступник, которого повесили всего час назад. Юр выполнял исследовательскую демонстрацию в анатомическом театре, наполненном любопытными студентами и врачами Университета Глазго. Но это не было обычное вскрытие. Юр использовал два металлических стержня, подключенных к гальванической батарее, и прикасался ними к различным частям трупа. Восторженные зрители наблюдали за конвульсиями тела, которое корчилось в танце смерти.

Толпа ученых в ужасе смотрит, как Эндрю Юр с помощью электричества заставляет дрожать и дергаться безжизненное тело Мэтью Клайдсдейла. | Фото: upload.wikimedia.org.
Толпа ученых в ужасе смотрит, как Эндрю Юр с помощью электричества заставляет дрожать и дергаться безжизненное тело Мэтью Клайдсдейла.

В то время как большинство естествоиспытателей использовали гальванизм больше для развлечения, Юр хотел узнать, действительно ли можно воскресить кого-то из мертвых.

Другие ученые отмечали, что Юр был убежден, что электричество может восстановить жизнь в мертвом теле. В отличие от остальных, он не ограничивался примитивной стимуляцией мышц кадавров импульсами электрического тока. Яркие искры и громкие взрывы потрясающих эффектов приманивали к этим опытам равно как ученых, так и деятелей искусства. А амбиции Эндрю Юра были почти как у литературного героя Виктора Франкенштейна.

Два демона прячутся за наэлектризованным трупом, и один, усмехаясь, говорит: «Там! Мы потеряли его, в конце концов. Смотри! Они возвращают его к жизни!» | Фото: loc.gov.
Два демона прячутся за наэлектризованным трупом, и один, усмехаясь, говорит: «Там! Мы потеряли его, в конце концов. Смотри! Они возвращают его к жизни!»

Когда Юр посылал заряды тока через диафрагму Клайдсдейла, его грудь вздымалась, словно тот задышал. Стимулирование мышц лица возымело страшный результат: оно меняло выражение, показывая ярость, страх, отчаяние, тоску. Лицо убийцы напугало присутствующих, некоторые даже покинули помещение, а один джентльмен потерял сознание.

Монстр Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа» 1931 года. | Фото: upload.wikimedia.org.
Монстр Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа» 1931 года.

Опыт длился около часа. Экспериментаторы тщетно стремились вернуть мертвого к жизни. Юр пришел к выводу, что если бы смерть не была вызвана телесными повреждениями, то воскрешение могло бы осуществиться. Он также написал, что в случае удачи эксперимента не было бы повода для радости, так как воскрешали убийцу.

Мэри Шелли – английская писательница, автор знаменитого романа о Викторе Франкенштейне и его творении. | Фото: upload.wikimedia.org.
Мэри Шелли – английская писательница, автор знаменитого романа о Викторе Франкенштейне и его творении.

А за два года до эксперимента Юра английская писательница Мэри Шелли придумала историю про Франкенштейна. Она опубликовала свой роман в 1818 году. По случайному совпадению, Виктор Франкенштейн также привел монстра к жизни «в тоскливую ноябрьскую ночь». Тем не менее, в отличие от университетского опыта, сцена воскрешения существа описана кратко и неопределенно, без упоминания слова «электричество».

Заглавная гравюра издания «Франкенштейна» 1831 года. | Фото: upload.wikimedia.org.
Заглавная гравюра издания «Франкенштейна» 1831 года.

Ужасающие представления с электричеством в конце концов вышли из моды, общественность стала рассматривать их как зло и «сатанинские по своей природе». По крайней мере, первые примитивные эксперименты с электротоком дали путь реанимационным технологиям, таким как дефибрилляция.

Все началось с маленького эксперимента с лягушкой, который сегодня проводят студенты, изучающие анатомию. | Фото: wellcomeimages.org.
Все началось с маленького эксперимента с лягушкой, который сегодня проводят студенты, изучающие анатомию.


via

Tags: интересно
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments