?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каждый год школьники садятся за парты, чтобы вновь «грызть гранит науки». Так продолжается уже больше тысячи лет. Первые школы на Руси кардинально отличались от современных: раньше не было ни директоров, ни оценок, ни даже разделения на предметы.

На Руси процесс обучения сильно отличался от современного.
Картина Б. Кустодиева "Земская школа в Московской Руси"

Первое упоминание о школе в древних летописях датируется 988 годом, когда произошло Крещение Руси. В X веке обучение детей велось в основном дома у священника, а учебниками служили Псалтырь и Часослов. В школы принимали только мальчиков – считалось, что женщины должны не постигать грамоту, а заниматься домашними делами.

Со временем процесс обучения развивался. К XI столетию детям преподавали чтение, письмо, счет и хоровое пение. Появились «школы книжного учения» – своеобразные древнерусские гимназии, выпускники которых поступали на государственную службу: писцами и переводчиками.


Тогда же зародились первые женские школы – правда, учиться брали исключительно девочек из знатных семей. Чаще всего дети феодалов и богачей учились дома. Их педагогом был боярин – «кормилец» – который преподавал школьникам не только грамоту, но и несколько иностранных языков, а также азы государственного управления.

Детей учили грамоте и счету.
Картина Н. Богданова-Бельского "Устный счет"

О древнерусских школах сохранилось немного информации. Известно, что обучение проводилось только в крупных городах, а с нашествием на Русь монголо-татар вообще остановилось на несколько столетий и возродилось лишь в XVI веке. Теперь школы назывались «училищами», а учителем мог стать только представитель церкви. Перед поступлением на работу преподаватель должен был обязательно сам сдать экзамен на знания, а знакомых потенциального педагога расспрашивали о его поведении: жестоких и агрессивных людей на работу не принимали.

День школьника проходил совсем не так, как теперь. Деления на предметы не было совсем: ученики получали новые знания одним общим потоком. Понятие перемены тоже отсутствовало – за весь день дети могли прерваться только один раз, на обед. В школе ребят встречал один учитель, который и преподал все сразу – в директорах и завучах не было надобности. Учитель не ставил школьникам оценок. Система была гораздо проще: если ребенок выучил и рассказал предыдущий урок, то получал похвалу, а если ничего не знал – его ждало наказание розгами.

В школу брали не всех, а только самых сообразительных и смекалистых ребят. Дети проводили на занятиях весь день с самого утра и до вечера. Обучение на Руси проходило неспешно. Это сейчас все первоклассники умеют читать, а раньше в первый год школьники разучивали полные названия букв – «аз», «буки», «веди». Второклассники могли складывать замысловатые буквы в слоги, и только на третий год дети умели читать.

Главной книгой для школьников стал букварь, впервые изданный в 1574 году Иваном Федоровым. Освоив буквы и слова, ребята читали отрывки из Библии. К XVII веку появились новые предметы – риторика, грамматика, землемерие – симбиоз геометрии и географии – а также основы астрономии и стихотворное искусство. Первый по расписанию урок обязательно начинался с общей молитвы. Еще одно отличие от современной системы образования заключался в том, что дети не носили с собой учебников: все необходимые книги хранились в школе.

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование приобрело светский характер: богословие теперь преподавали исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII веку образование стало более доступным: появились народные училища, которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда, подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит оплатить их образование.

Раньше в школах не было деления на предметы.
Картина А. Морозова "Сельская бесплатная школа"

Лишь в XIX веке начальное образование стало бесплатным для всех. Крестьяне ходили в приходские школы, обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии.

Крестьян учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на выбор.

Общедоступным образование стало после принятия соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.


via

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 680
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ilyavaliev
Sep. 6th, 2017 02:46 pm (UTC)
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com