Во время эпидемии или голода в русской деревне убивали ворожею. Люди считали, что таким образом прекращали череду смертей и несчастий. Убийство ведьмы не считалось греховным деянием, напротив, поощрялось сообществом. Так, по мнению крестьян, можно было отвести от селения гнев высших сил.
Колдун на костре.
В архиве социально-политической истории России сохранилось немало документов со свидетельствами расправ над колдунами. Один из случаев произошел в Новгородской губернии (деревня Врачевка) в 1879 году, где заболели одновременно несколько жительниц. Во время нервных припадков больные произносили имя местной ворожеи Екатерины Игнатьевой. Этого было достаточно, чтобы крестьяне заперли вдову в избе, заколотили окна и двери, после чего подожгли строение.
Активных участников казни насчитывалось 17 человек, еще 300 жителей деревни наблюдали за происходящим, считая казнь справедливой. Этот случай передали в волостной суд, по решению которого 14 человек из совершивших убийство были полностью оправданы. Мера наказания для оставшихся 3 преступников — принудительное покаяние в церкви.
Вспышки инфекционных заболеваний в деревне наводили на людей ужас. К болезням, представляющим большую опасность для населения, относились как к живым существам, которых следует уничтожить хитроумным способом. Для борьбы с тифом, чумой или холерой убивали несчастных, которые заболели первыми, их хоронили заживо. Бытовало мнение, что их насильственная смерть положит конец распространению хвори, так как вместе с человеком погибала и сама болезнь.
Убийство как способ покончить с эпидемией.
Считалось, что такая смерть изгоняет из страждущего тела нечистую силу, которая в результате обряда покидала мир живых и отправлялась в царство смерти. Об этом пишет российский правовед и криминалист Л. Белогриц-Котляревский. Иногда на такую участь больные шли добровольно.
Заживо в могилу.
По данным российского этнографа П.Ефименко, традиция хоронить заживо или сжигать первого заболевшего моровой язвой со временем упростилась. В XIX столетии в качестве жертвы могла выступать любая пожилая женщина, ее следовало похоронить заживо. Так, в деревне Окоповичи Минской губернии в 1855 году произошел случай, когда вместе с умершими от холеры в могилу была брошена 70-летняя крестьянка Лукия, которую позвали для молебна.
В ходе следствия выяснилось, что участники преступления слышали о таком методе прекращения эпидемии холеры. В Енисейской губернии в 1861 году крестьянин предложил общине принести в жертву малолетнюю родственницу, что по его мнению спасло бы жизнь всей семье и остальных жителей селения.
В русских деревнях широко практиковали проведение обрядов, задача которых - не пустить болезнь или беду на территорию селения. Один из важных ритуалов, защищающий сельскохозяйственный скот от массовой гибели, — изгнание коровьей смерти, или «Опахивание». В нем принимала участие вся сельская община, от каждого жителя требовалось неукоснительно выполнять условия ритуала.
На выпасах.
Для шествия по околице села выбирали женщин (чаще вдов, количество участниц, как правило, было кратным трем). Мужчины же должны были оставаться дома до окончания действа. Любое существо, которое встретится участникам шествия, подлежало умерщвлению. Это связано с убеждением крестьян, что коровий мор может принять обличье дикого животного или даже человека. Сельский житель, который демонстрировал неуважение к общине и выходил на улицу во время «Опахивания», мог быть убит. Вот так серьезно относились в деревне к ветеринарным вопросам, обряд был актуален вплоть до XIX века.
Воровство коня в русской деревне считалось чрезвычайно тяжким преступлением, за которое виновного жестоко истязали, в результате чего чаще всего наступала смерть. Российский этнограф В.Н. Тенишев перечисляет такие пытки, применяемые к конокрадам, как выкалывание глаз, избиение палками или кнутами, вбивание гвоздей в череп или деревянных щепок под ногти, выбивание зубов.
Кража коня - страшное преступление.
В расправе нередко принимали участие и пожилые люди, и малолетние. Также конокрадов топили и вешали. Избежать жестокой гибели от рук разгневанных крестьян можно было, только убедив общину, что преступник совершил еще и убийство. За такую провинность крестьяне, как правило, самосуд не учиняли, а сдавали властям.
В статье российского ученого-историка И.Н. Васева приводится свидетельство о наказании за крупную кражу. Крестьянин украл молодую корову и тайно разделал ее в лесу. Преступление было раскрыто общиной, найдена шкура животного, принято решение о наказании виновного. Эту шкуру, покрытую личинками мух, на него и надели, повели по селу, стали бить преступника все желающие — и руками, и сельскохозяйственными инструментами. К концу мероприятия обвиняемый не держался на ногах — так сильны были побои. Как правило, нанесенные травмы были не совместимы с жизнью.
via
Journal information