Сейчас, наверное, сложно поверить, но когда-то Россия у европейцев ассоциировалась не с матрёшками или с водкой, а с иван-чаем, который занимал важнейшее место в экспорте государства Российского. Напиток из этого растения английские лорды предпочитали настоящему чаю из Индии и Китая.
Бурный рост популярности иван-чая в нашей стране и Европе приходится на времена правления Екатерины II. В это время он начинает производиться в промышленных масштабах. Центром его производства становится село Копорье. Прорыв здесь был достигнут благодаря бурной деятельности некоего господина Савёлова. Он побывал в Китае и здесь узнал секрет ферментации чая и его заготовки. Этот опыт русский вельможа решил перенести на производство отечественного чая. В результате всего за несколько десятилетий иван-чай стал занимать второе место по экспорту в Европу. Его ещё называли «русским», или «копорским» чаем. В Англии статья о нём была даже включена в энциклопедию. Купить иван-чай за его полезные свойства стремились как европейские мещане, так и высокопоставленная знать.
Понятно, что экспортёры индийского и китайского чая не могли смириться такой популярностью русского напитка. Были предприняты попытки его дискредитации, к которым приложили свои руки главные конкуренты – представители Ост-Индской компании. Верно, это та компания, которая ввозила опиум в огромных масштабах в Китай, в результате чего пала целая династия. Ост-Индская компания всё-таки достигла своей цели: была снижена закупка иван-чая. Возможно, русский чай был бы популярен и до сих пор, если бы не революция 1917 года, после которой закупать его европейцы отказались по политическим соображениям. @
Journal information