?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его жизнь была раздавлена безжалостным маховиком репрессий, имя вычеркнуто из титров фильмов, в которые он вложил всю свою душу.

Нильсен Владимир Соломонович./ Фото: evreimir.com

«Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» – он вложил в эти фильмы уйму гениальных находок, хотя режиссером значится другой, коллега по съемочной площадке, который предал его и присвоил себе все достижения талантливого сценариста и оператора. И только через много лет в Москве появилась мемориальная доска с именем Владимира Нильсена.



Юность Владимира Нильсена./ newtimes.ru
Юность Владимира Нильсена.

Впервые Володя попал в синематограф в возрасте десяти лет. Его так потрясло увиденное чудо, что всю ночь он представлял, как вырастет и сам снимет фильм. С тех пор мальчик буквально заболел операторским искусством. Он все свободное время чертил схемы проекторов, инсценировал придуманные им самим сюжеты в домашнем кукольном театре. Его пытливый ум впитывал интересные детали и фиксировал их в памяти. Весь этот ценный опыт стал первыми шагами на пути к созданию в будущем кинематографических шедевров.

Спустя несколько лет сын известного в Санкт-Петербурге инженера, Владимир был объявлен классово чуждым элементом и отчислен из университета. Тогда молодой человек нелегально перешел границу и обосновался в Берлине. Он великолепно владел несколькими языками, что позволило юноше успешно поступить в техникум и получить базовое техническое образование. Кроме того, он увлекся фотографией и проштудировал массу литературы по вопросам съемочной аппаратуры.

Владимир Нильсен, Чарльз Чаплин и Борис Шумяцкий./ Фото: loveread.me
Владимир Нильсен, Чарльз Чаплин и Борис Шумяцкий.

Чтобы вступить в ряды немецкого комсомола, Володя взял шведскую фамилию Нильсен. Новоявленный “швед” скитался по съемным квартирам, и однажды судьба свела его с сыном рабочего, в свое время укрывавшего вождя мирового пролетариата в шалаше на берегу Финского залива. Под влиянием соседа по комнате Нильсен стал членом Коммунистической партии Германии. В середине 20-х годов Владимир знакомится с молодыми людьми, которые становятся его единомышленниками.

Их всех объединяет одна пламенная страсть - кино. Даже разочарования первой любви отходят на последний план. Именно друзья Нильсена порекомендовали его как талантливого фотографа актрисе Андреевой, которая в то время работала в советском торгпредстве. Тогда Мария Федоровна разглядела в молодом человеке будущего гения кинематографа и дала путевку в будущую профессию.

У Кремлевской стены (с Вл.Володиным и Гр.Александровым)./ Фото: kino-teatr.org
У Кремлевской стены (с Вл.Володиным и Гр.Александровым).

Весной 1926 года в Берлине произвела фурор кинолента Сергея Эйзенштейна “Броненосец Потемкин”. Владимир присутствовал на показе и сразу решил, что обязательно должен сотрудничать с таким талантливым режиссером и учиться у Эйзенштейна всем премудростям киношного ремесла. Ради этого Нильсен вернулся в Советский Союз и стал работать над картинами рядом со своим учителем.

Вместе они сняли фильмы “Старое и новое” и “Октябрь”. Преуспевающий ассистент оператора был рекомендован своим гуру во ВГИК. В Советской России Владимир Нильсен начинает вести активную творческую и общественную деятельность по линии комсомола.

Ида Пензо./ Фото: kino-teatr.ru
Ида Пензо.

Он участвует в различных молодежных обществах, проводит конференции и политические диспуты с иностранными студентами. Но любимому делу не изменяет, занимаясь переводом учебной литературы по искусству операторской съемки. Именно Нильсен становится одним из соавторов учебников по теории кинотехники, предисловие к одному из которых написал сам Эйзенштейн.

В 1927 году молодой кинооператор встречает свою настоящую любовь - балерину Большого театра Иду Пензо, итальянку по происхождению, и женится на ней. Именно в это время появляются первые странички в “гэпэушном” досье, которое вскоре приведет Нильсена к трагическому финалу.

Владимир Нильсен и Григорий Александров на съемках фильма.
Владимир Нильсен и Григорий Александров на съемках фильма.

Когда была задумана постановка картины “Веселые ребята”, один из преуспевающих учеников Эйзенштейна Григорий Александров взялся за дело с особым энтузиазмом. Оператором фильма ему порекомендовали Нильсена. Так началось продолжительное сотрудничество, а скорее, соперничество двух талантливых людей. Владимир Нильсен был не просто оператором, который выполняет чисто технические задачи.

Его образование, опыт и природное чутье настоящего художника помогали рождению новых сцен и диалогов. Именно он придумал знаменитый проход главного героя картины, когда ласточки рассаживаются на проводах в виде нот. Сцена потасовки участников оркестра - тоже детище оператора. То, что фильм практически полностью “сделал” Нильсен, а не Александров, видела вся съемочная команда.

Тогда еще незамужняя Любовь Орлова флиртовала с Григорием и Владимиром одновременно, и это очень раздражало будущего мужа звезды. После этой картины Орлова все-таки отдала предпочтение Александрову и стала его женой. Но чувство соперничества дополнило чашу творческой зависти в душе Александрова, что вскоре закончилось трагедией для Владимира Нильсена.

Самой выдающейся работой оператора стала картина “Волга-Волга”. Здесь он самостоятельно работал над сценарием, постановкой трюков, руководил съемкой, стоя в холодной воде. В это время неурядицы с Александровым переросли в серьезные конфликты, которые серьезно тормозили творческий процесс.

Фотография из дела Нильсен В. С./ Фото: http://kino-teatr.org
Фотография из дела Нильсен В. С.

В начале 1937 года за работу над документальным фильмом о Сталине Нильсен был удостоен ордена “Знак Почета” и личного автомобиля.После съемок “Волги-Волги”, когда Владимир с женой вернулись с Урала в Москву, они поселились в одном из гостиничных номеров. Вечером услышали стук в дверь.

Вошли двое, по внешнему виду которых можно было и без слов догадаться о цели их визита. Нильсена не удивил предъявленный ордер на его арест, ведь к тому времени многие его коллеги уже пропали в недрах ГУЛАГа. Не вызывала сомнения и личность написавшего на него донос.



Теперь талантливому оператору припомнили отца - “классово-чуждого элемента”, незаконный переход границы, учебу в Германии, посещение Франции и Голливуда в составе советской делегации, жену-итальянку. Нильсена объявили шпионом и расстреляли как врага народа в январе 1938 года. Из титров фильмов, над которыми трудился оператор, было изъято его имя.

Когда супруга Нильсена обратилась в Александрову за помощью, он ей отказал. И только в 1956 году Владимир Соломонович был реабилитирован. Но к тому времени все его находки и открытия были цинично присвоены человеком, погубившим жизнь великого мастера сценического и операторского искусства.


via

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 675
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
krambambyly
Nov. 26th, 2017 11:06 am (UTC)
Лучших людей уничтожили, гады. А кто присвоил то, Александров?

Edited at 2017-11-26 11:06 am (UTC)
ilyavaliev
Nov. 26th, 2017 01:04 pm (UTC)
К сожалению история нас ни чему не учит
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com