«Рождественский базар». 1906 г. Художник А. Бучкури
В разные периоды русской истории Новый год отмечался 1 марта, 1 сентября и 1 января. Празднование Нового года 1 марта, в день начала весны, продолжалось вплоть до конца XV века. В 1492 году Иван III повелел начинать отсчет новых лет от 1 сентября, то есть от даты, на которую приходился срок уплаты оброков, дани и пошлин. Петр I, вводивший в стране европейские порядки и традиции, перенес праздник на 1 января. Впервые торжество в привычные нам сроки состоялось в 1700 году.
Первые упоминания о русских традициях празднования Нового года появляются у иностранных путешественников, посещавших Россию, в конце XV века. Выпущенный в 1586 году «Парижский словарь московитов» сообщает, что новогодний праздник у русских носит название «Первый день во году».
В допетровские времена в России существовала жестко регламентированная церемония новогодних торжеств, которая называлась «О начатии нового лета». Местом проведения церемонии являлась Соборная площадь Московского Кремля. Начинало действие с торжественного выхода царя и патриарха в сопровождении свиты. Участникам церемонии предписывалось приходить на нее в лучших расшитых золотом одеждах. Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «...дал Бог, жив». Площадь заполнялась представителями различных сословий в строго установленном порядке. После церковного богослужения царя и патриарха поздравляли присутствующие, по очереди и в соответствии с чином.
Первое празднование Нового года после реформы Петра I по продолжительности был похоже на нынешнее — по указу царя, гуляние продолжались семь дней. Домовладельцы, по велению Петра, должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий.
Мало кто знает, но введенный Петром I обычай украшать елку на Новый год возродили большевики. Дело в том, что после смерти царя-реформатора введенная им традиция была практически забыта, и возродилась вновь лишь в XIX веке. Однако елка стала атрибутом не Нового года, а Рождества. После революции поначалу были отринуты оба праздника, но в середине 1930-х годов Новый год вернулся вместе с обычаем наряжать елку. Так что большевики, если называть вещи своими именами, просто следовали заветам Петра Великого.
Неофициальный праздник Старый Новый год — не самая древняя русская традиция. Если быть точным, то он возник в 1919 году. Русская церковь не приняла проведенного большевиками перехода на григорианский календарь, сохранив свое летоисчисление по юлианскому. В результате Новый год в РСФСР наступил 1 января 1919 года, а у церкви и ее адептов — 14 января 1919 года, которое по юлианскому календарю было 1-м. Со временем тема противостояния церкви и государства в вопросе Нового года потеряла актуальность, а Старый Новый год просто стал еще одним поводом для веселья.
23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР день 1 января, который до этого момента считался рабочим, был объявлен праздничным и выходным. Такой порядок сохранялся вплоть до распада СССР. В сентябре 1992 года был принят закон, который делал праздничными 1 и 2 января. В 2005 году в России были введены новогодние каникулы с 1 по 5 января, которые вместе с выходными днями и Рождеством расширили гуляния до 10 дней. Это максимальная продолжительность новогодних празднеств за всю историю России, превзошедшая даже торжества Петра Великого в 1700 году.
Несмотря на определенную схожесть типажей, русский Дед Мороз не имеет общего происхождения с Санта-Клаусом. Образ отечественного новогоднего волшебника ведет свою историю из славянской мифологии. Согласно мифам славян, Мороз — невысокий старичок с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Классический Мороз — довольно жесткий персонаж, который может как наградить, так и убить. Детская версия мифов, с облагороженным героем, появилась только в 1840-х годах. Однако Мороз Иванович из сказок отношения к Новому году не имел. Лишь в конце XIX века начинается привязка волшебника к празднику, но не к Новому году, а к Рождеству, однако традиция так и не сформировалась. И только в 1930-х года в СССР Дед Мороз становится распорядителем Нового года, кумиром малышей и взрослых.
Самая известная новогодняя песня России — «В лесу родилась елочка» — не является народной, а имеет конкретных авторов. Текст под названием «Елка» был опубликован в декабре 1903 году в журнале «Малютка». Автором стихов была Раиса Кудашева. Через два года музыкант-любитель Леонид Бекман, не зная Кудашеву и не встречаясь с ней, придумал музыку. Песенка стала популярной, однако про то, кто автор текста, не было известно. Заслуженная слава пришла к Раисе Кудашевой в конце 1950-х годов, то есть через полвека после создания шедевра. На склоне лет с поэтессой сделали несколько интервью, ее сняли для кинохроники, благодаря чему автор бессмертного новогоднего хита не канула в безвестность.
Всенародная традиция отмечать Новый год шампанским была бы невозможна в дореволюционной России. Дело в том, что игристый напиток для большинства населения страны был слишком дорогим. В 1924 году правительство СССР поставило перед виноделами задачу создания игристого вина, доступного широким слоям населения.
Группой специалистов под руководством Антона Фролова-Багреева была разработана технология конвейерного производства игристого вина на основе способа резервуарной шампанизации в аппаратном исполнении. В 1936 году было принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О производстве „Советского шампанского“, десертных и столовых вин», предусматривающее строительство заводов по производству шампанских вин на территории крупнейших городов СССР. В 1937 году с конвейера Донского завода шампанских вин сошла первая бутылка знакомого всем «Советского шампанского». Вскоре Новый год и шампанское в нашей стране стали единым целым.
via
Journal information