Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Революция 1917-го без прикрас

Разоблачающие хроникальные картины, которые 100 лет не показывали миру

В театре. Царская ложа. (1918). Автор: Иван Владимиров.
В театре. Царская ложа. (1918).

В последние годы очень часто получают огласку малоизвестные факты о художниках, творивших в России в прошлом веке. Так, почти сто лет имя самобытного мастера Ивана Алексеевича Владимирова находилось в рядах известных художников школы живописи социалистического реализма. И только относительно недавно открылась совершенно иная история об художнике-баталисте, репортере и авторе цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.


Будучи сыном английской художницы, Иван с раннего детства пристрастился к живописи и успешно окончил Виленскую рисовальную школу, а также Петербургскую академию художеств.

Автопортрет. (1910). Автор: Иван Владимиров.
Автопортрет. (1910). Автор: Иван Владимиров.

Слава художника настигала трижды. Первый раз - когда уже будучи выпускником Петербургской Академии художеств, он выбрал опасную работу художественного военного корреспондента. И когда ему пришлось отправиться на Кавказ и выполнить целую серию «кавказских репортажей» о военных действиях в горных районах. Вернувшись в Петербург, он был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей, а также звания первоклассного художника.

«Боевое столкновение». (1915). Автор: Иван Владимиров.
«Боевое столкновение». (1915). Автор: Иван Владимиров.


Оккупанты. Первая мировая война. (1914).
Оккупанты. Первая мировая война. (1914).

Во время русско-японской войны, а затем Первой мировой художник оказался на передовых и работал над зарисовками боевых действий, что принесло мастеру настоящую славу как художника-репортера. Он изображал военные будни без прикрас и пафоса. Его героями были — отважные воины, несчастные мирные жители, замученные пленные, солдаты враждующих сторон.

Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е
Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е

Во второй раз слава к художнику была благосклонна уже при советской власти, когда
с упоением рисовал большевиков и их вождей. Он был причислен к плеяде мастеров социалистического реализма, награжден орденом и медалями за заслуги перед молодой страной Советов. В то время он написал эпическое полотно «Ленин и Сталин в Разливе».

Ленин и Сталин в Разливе. Автор: Иван Владимиров.
Ленин и Сталин в Разливе. Автор: Иван Владимиров.

А в последний раз об Иване Алексеевиче заговорили недавно. После публикации его тайных альбомов с совсем иными набросками и рисунками, на которых было изображено то, что на самом деле творилось на улицах Петрограда после революции и в годы гражданской войны. В то время ему довелось работать в отделении милиции города и многие неприглядные моменты "новой" жизни ему пришлось увидеть воочию.

 «Разгром винной лавки». (1917).  Автор: Иван Владимиров.
«Разгром винной лавки». (1917). Автор: Иван Владимиров.


Взятие Зимнего. Автор: Иван Владимиров.
Взятие Зимнего. Автор: Иван Владимиров.

Работы Владимирова уникальны тем, что он ухитрился объективно запечатлеть как лицевую, так и «непарадную» стороны революции, гражданской войны, поведения людей, наделенных даже небольшой властью. Это будни революционных событий без каких-либо прикрас.

Разгром помещичьей усадьбы. (1926). Автор: Иван Владимиров.
Разгром помещичьей усадьбы. (1926). Автор: Иван Владимиров.

"Новые" работы, которые были предъявлены на суд зрителей, представляли события тех буреломных лет в ином ключе - не в пафосном официозе, как привыкли видеть творчество художника на протяжении долгих лет, а в откровенно гротескном виде. На них впервые увидели во всей красе порочность советской власти в лице пьяных красногвардейцев; солдат-вандалов, крошащих Зимний дворец; бесчинствующих крестьян, растаскивающих помещичье добро; советскую молодежь, крушащую памятники. Как впрочем и другие неприглядные стороны пришедшего к власти режима.

Сжигание орлов и царских портретов (1917). Автор: Иван Владимиров.
Сжигание орлов и царских портретов (1917). Автор: Иван Владимиров.


Развлечения подростков в императорском саду Петрограда. (1921). Автор: Иван Владимиров.
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда. (1921). Автор: Иван Владимиров.


Голод в Петрограде.  Автор: Иван Владимиров.
Голод в Петрограде. Автор: Иван Владимиров.


Поиски съедобного в помойной яме (1919).  Автор: Иван Владимиров.
Поиски съедобного в помойной яме (1919). Автор: Иван Владимиров.

Особой темой для сюжетов Ивана Алексеевича был голод в Петрограде во время революции и гражданской войны. Женщины пытающиеся заглушить голод чашкой кипятка, старики брезгливо роющиеся на помойках и красноармейцы, грабящие крестьян и отбирающие продовольственную помощь от Красного Креста.

Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922).  Автор: Иван Владимиров.
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922). Автор: Иван Владимиров.


На посту. (1918).  Автор: Иван Владимиров.
На посту. (1918). Автор: Иван Владимиров.


 Русское духовенство на принудительных работах. (1919).  Автор: Иван Владимиров.
Русское духовенство на принудительных работах. (1919). Автор: Иван Владимиров.


Субботник. (1923) г.  Автор: Иван Владимиров.
Субботник. (1923) г. Автор: Иван Владимиров.


Реквизиция церковного имущества в Петрограде. (1922). Автор: Иван Владимиров.
Реквизиция церковного имущества в Петрограде. (1922). Автор: Иван Владимиров.


Допрос в комитете бедноты.  Автор: Иван Владимиров.
Допрос в комитете бедноты. Автор: Иван Владимиров.


Продразверстка (реквизиция). Автор: Иван Владимиров.
Продразверстка (реквизиция). Автор: Иван Владимиров.


Игра в карты. (1922).  Автор: Иван Владимиров.
Игра в карты. (1922). Автор: Иван Владимиров.


Бегство буржуазии из Новороссийска. (1926).  Автор: Иван Владимиров.
Бегство буржуазии из Новороссийска. (1926). Автор: Иван Владимиров


За чтением газеты «Правда». (1923).  Автор: Иван Владимиров.
За чтением газеты «Правда». (1923). Автор: Иван Владимиров.


На море. Автор: Иван Владимиров.
На море. Автор: Иван Владимиров.


Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! (1930).  Автор: Иван Владимиров.
Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! (1930). Автор: Иван Владимиров.


На бесстыжем пляже.(1930).  Автор: Иван Владимиров.
На бесстыжем пляже.(1930). Автор: Иван Владимиров.

Умер Владимиров в 78-летнем возрасте, в 1947 году. Но клеймо официозного художника, верой и правдой служившего новой власти, было закреплено за ним до конца ХХ века. И вот только сейчас это мнение пересматривается.

Ранее при исследовании творчества художника эксперты всегда удивлялись тому, что неужели такой художник как Владимирский видел только позитивные стороны происходящего в стране. А обнаружившиеся работы, где он показал пороки новой власти и революционных деятелей с неприглядной стороны, внесли ясность и расставили все точки над "i".


via

Tags: Живопись, история, художники
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments