Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Воспитательные дома. Зачем в начале ХХ века пломбировали детей-сирот


Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы.

Воспитательные дома - инициатива, появившаяся в России в годы правления Екатерины Великой.

Такие дома были построены в Москве и Санкт-Петербурге и предназначались для проживания детей-сирот, подкидышей и прочих "неблагополучных" младенцев. Изначально предполагалось, что эти дома станут спасением для таких малышей: здесь их выкормят, обеспечат им содержание, а также обучат грамоте. Однако на практике все оказалось не так радужно: воспитательные дома стали местом массовых младенческих смертей…


Московский Воспитательный дом начал свою работу в 1764 году, Санкт-Петербургский - спустя четыре года. Предполагалось, что в таких домах будут воспитываться дети, которые, повзрослев, сформируют "третье сословие", станут работать на фабриках и развивать производство, будут успешными купцами или людьми искусства.

Работу Воспитательных домов курировал специально собранный Опекунский совет. В обязанность опекунов и попечителей входил сбор пожертвований на содержание детей, поскольку государственного финансирования не выделялось. Сама Екатерина регулярно передавала домам многотысячные пожертвования, к тому же призывала и ближайшее окружение.


Воспитательный дом в Москве был учрежден Екатериной II 1 сентября 1763 года.

В Воспитательный дом детей приносили анонимно, малышей охотно принимали без документов. При учреждении работало и родильное отделение, где акушеры оказывали роженицам помощь. Появившиеся на свет младенцы тоже отправлялись в Воспитательные дома.

Казалось бы, инициатива была прекрасной, но положительных результатов добиться не удалось. Во-первых, появилась проблема выкармливания грудных младенцев, которых сотнями несли в дома. Если штат кормилиц оказывался "неукомплектованным", тут же следовала череда голодных смертей. Во-вторых, в домах постоянно случались эпидемии, медицина тогда еще была на примитивном уровне. При том, что дома были рассчитаны на воспитание детей до достижения ими 16-летнего возраста, по факту до этой цифры доживали не более 10% воспитанников.


Сцены жизни Воспитательного дома в начале 1880-х годов

Всего в оба дома ежегодно поступало около 30-40 тысяч детей, но, вопреки ожиданиям, заведения не разрастались, а функционировали в привычном режиме. Количество воспитанников регулировалось "естественным отбором". Изменения произошли в 1830 году: согласно распоряжению Николая I, детей отныне брали в Воспитательные дома на несколько месяцев, когда были свободные кормилицы, а после - определяли на воспитание в крестьянские семьи. Правда, почти половина детей до этого перераспределения попросту не доживала.


Воспитанники грудного отделения Петербургского Императорского воспитательного дома в кроватках во время тихого часа.

Порядок приема детей изменился в 1891 году, было принято решение принимать только младенцев с документами, а подкидышей передавать полиции для дальнейшего разбирательства. Крестьянским семьям, которые соглашались брать детей на воспитание, начислялось ежемесячное содержание - до 4 рублей в месяц. Деньги выплачивались, пока ребенок не достигал 15- (для девочек) и 17-летнего (для мальчиков) возраста.


Няни Петербургского Императорского Воспитательного дома с детьми на руках в грудном отделении, 1913. Фотоателье К. К. Буллы.

Чтобы контролировать приемных родителей была введена система пломбировки детей: на каждого питомца Воспитательного дома (а именно так и именовались дети в то время) надевали шнурок с медальоном. Такое украшение пломбировалось, поэтому "перевесить" его на другого ребенка было невозможно. При предъявлении пломбы выдавались деньги. Сегодня этот метод может показаться негуманным, но в то время придумать другие способы "маркировки" приемных детей было сложно. Фотографий не было, запомнить в лицо каждого малыша сотрудники полиции не могли, и крестьяне часто этим пользовались, "подменяя" умершего приемного ребенка своим собственным, близким ему по возрасту.


via

Tags: воспитание, дети, история
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments