Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

В день рождения. Александр Кайдановский

Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: liveinternet.ru
Актер и режиссер Александр Кайдановский

23 июля могло бы исполниться 72 года знаменитому советскому актеру и режиссеру Александру Кайдановскому, но ему было отведено всего 49 лет жизни.

Зрители помнят его по фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Десять негритят» и «Сталкер». Его называли самым загадочным актером советского кино и самым сложным в общении, но все, с кем ему доводилось сталкиваться, в один голос говорили о том, что это были самые яркие и незабываемые впечатления. Загадка Сталкера так и осталась неразгаданной…


Саша Кайдановский с родителями | Фото: 24smi.org
Саша Кайдановский с родителями

Александр Кайдановский появился на свет в 1946 г. в Ростове-на-Дону. Когда он был еще ребенком, его мать уехала учиться в Москву, а когда вернулась, ушла из семьи к другому человеку. Саша остался жить с отцом, который вскоре женился.

Развод родителей и утрата матери стали для него очень болезненными воспоминаниями детства, которые потом, по словам его близких, преследовали его всю жизнь. Это стало одной из причин того, что уже в юности он отличался сложным, своевольным и тяжелым характером. После 8 класса он вдруг решил уехать в Днепропетровск учиться на электросварщика, но уже через год понял, что ошибся с выбором, и бросил учебу.

Александр Кайдановский – студент Днепропетровского сварочного теÑникума, 1960 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский – студент Днепропетровского сварочного техникума, 1960

Впрочем, даже после того, как он нашел свою настоящее призвание и выбрал актерскую профессию, с учебой дела обстояли не намного лучше. Сначала он поступил в Ростовское училище искусств, но рассорился с режиссером и перевелся к другому преподавателю. После окончания учебы Кайдановский переехал в Москву, поступил во МХАТ, но через два месяца решил оттуда уйти: «Не могу! Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя...».

Он перешел в Щукинское училище, но и там вскоре начал жаловаться на то, что умирает от тоски. Ночи напролет Кайдановский пил вино и читал стихи вместе со своими однокурсниками, часто ввязывался в драки и заслужил репутацию дебошира. За пьянство и прогулы его не раз удаляли со съемочной площадки.

Актер и режиссер Александр Кайдановский | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский

Поначалу его профессиональная жизнь не складывалась: стоящих ролей ни в театре, ни в кино не предлагали, и актер Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться в Ростов и устроиться в местный театр. Но и тут Кайдановский поступил по-своему – в 27 лет ушел в армию.

Но именно благодаря тому, что местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме», он получил свою первую звездную роль – поручика Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А в 1979 г. Кайдановский сыграл главную роль в легендарном фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала его визитной карточкой и вершиной творческого пути.

Александр Кайдановский в фильме *Первая любовь*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский в фильме *Первая любовь*, 1968


Кадр из фильма *Игрок*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Игрок*, 1972

Кайдановский часто конфликтовал с коллегами-актерами и режиссерами, редко шел на уступки, мог отказаться от съемок, если что-то его не устраивало. «Он понимал, что нарывается на неприятности, тем не менее ему было проще и приятнее нарваться на любые неприятности, нежели делать то, чего от него хотят», – говорил о нем режиссер Сергей Соловьев.

Таким же он был и в личной жизни. Кайдановскому было проще разорвать отношения, чем пойти на уступки и попытаться что-то в себе изменить. Актер не верил в долгую и счастливую семейную жизнь и всегда уходил первым. Возможно, причиной этого был страх быть покинутым, преследовавший его с самого детства.

Александр Кайдановский в фильме *ÐšÑ€Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð¶ÐµÐ½ÐµÑ€Ð° Гарина*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский в фильме *Крах инженера Гарина*, 1973

Его друг Леонид Филатов о нем говорил: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный – он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист...».

Кадр из фильма *Свой среди чужиÑ, чужой среди своиÑ*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974

После Сталкера ему казалось, что ролей подобного уровня больше не было, а «играть бухгалтеров», по его словам, после съемок у Тарковского он не мог и не хотел. Постепенно к нему пришло полное разочарование в актерской профессии: «Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого».

И Кайдановский попробовал свои силы в новой профессии – он стал режиссером. Он учился на курсе у Андрея Тарковского, а после того, как тот эмигрировал за рубеж, перешел к Сергею Соловьеву.

Александр Кайдановский и Евгения Симонова в фильме *Под крышами Монмартра*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский и Евгения Симонова в фильме *Под крышами Монмартра*, 1975


Кадр из фильма *Огненный мост*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Огненный мост*, 1976

Режиссерские работы Кайдановского не заслужили массового признания и успеха у зрителей и доходов не принесли. Актерская профессия его больше не интересовала, все предложения режиссеров он отвергал.

Последней режиссерской работой Кайдановского стал музыкальный клип на песню «Гарсон №2» Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». После этого он не снимался и сам не снимал, объясняя это тем, что наступила эра «дурного кино». В последние годы Кайдановский писал сценарии и читал лекции на сценарных курсах.

Александр Кайдановский в фильме *Сталкер*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский в фильме *Сталкер*, 1979

Какими только эпитетами его ни награждали: странный, нелюдимый, мистический, неприкаянный, несносный, необъяснимый – но при этом всегда добавляли «гений». Когда в декабре 1995 г. после третьего инфаркта 49-летний Александр Кайдановский ушел из жизни, говорили, что с ним умерла целая эпоха советского кино – интеллектуального, элитарного, искусства «не для всех».

Первая жена актера Ирина Бычкова говорила: «Саша считал, что в тридцать с чем-то – наивысший пик творчества, а к сорока годам все заканчивается. Поэтому не мыслил себя старым, не за жизнь, а за пик творчества цеплялся. И на свой пик он забрался».

Александр Кайдановский в фильме *Десять негритят*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Кайдановский в фильме *Десять негритят*, 1987

Актер всегда пользовался огромной популярностью у женщин и без труда покорял сердца первых красавиц советского кино. 5 лет он прожил в браке с Евгенией Симоновой, а самым ярким, безумным и невероятным по накалу страстей был его роман с другой известной актрисой Валентиной Малявиной.


via

Tags: актёры, память
Subscribe
promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 687
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments