?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Участники «бульдозерной выставки» 1974 года
Участники «бульдозерной выставки» 1974 года

Отношение советской власти к современному искусству не всегда было негативным. Достаточно вспомнить, что в первые годы после революции искусство авангарда было чуть ли не государственным официозом.

Такие его представители, как художник Малевич или архитектор Мельников, прославились на весь мир и одновременно приветствовались на родине. Однако вскоре в стране победившего социализма передовое искусство перестало вписываться в партийную идеологию. Символом противостояния власти и художников в СССР стала знаменитая «бульдозерная выставка» 1974 года.


Никита Сергеевич Хрущёв, посетив выставку авангардистов в Манеже в 1962 году, не только раскритиковал их работы, но и потребовал «прекратить это безобразие», называя картины «мазнёй» и другими, ещё более неприличными словами.

Никита Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ» в московском Манеже. Фото 1962 года
Никита Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ» в московском Манеже. Фото 1962 года

После разгрома Хрущёвым от официального искусства отпочковалось неофициальное, оно же – нонконформистское, альтернативное, андеграундное. Железный занавес не мешал художникам давать о себе знать за рубеж, и их картины покупались иностранными коллекционерами и галеристами. Но у себя дома организовать даже скромную выставку в каком-нибудь доме культуры или институте было непросто.

Когда московский художник Оскар Рабин и его товарищ, поэт и коллекционер Александр Глезер открыли выставку 12 художников в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов в Москве, то уже через два часа её закрыли сотрудники КГБ и партработники. Рабина и Глезера уволили с их мест работы. Через пару лет Московский горком партии и вовсе направил в столичные ДК инструкцию, запрещающую самостоятельную организацию художественных выставок.

Оскар Рабин «Виза на кладбище» (2006)
Оскар Рабин «Виза на кладбище» (2006)

В этих условиях Рабину пришла в голову идея выставить полотна на улице. Формального запрета власти дать не могли – свободное пространство, да ещё и где-нибудь на пустыре, никому не принадлежало, и закон художники нарушить не могли. Впрочем, тихо показать свои работы друг другу им также не хотелось – необходимо было внимание публики и журналистов. Поэтому, кроме распечатанных на машинке приглашений друзьям и знакомым, организаторы «Первого осеннего просмотра картин на открытом воздухе» предупредили об акции Моссовет.

15 сентября 1974 года на пустырь в районе Беляево (в те годы – фактически окраина Москвы) приехали не только 13 заявленных художников. Выставку ждали созванные ими зарубежные журналисты и дипломаты, а также ожидаемые милиционеры, бульдозеры, пожарники и большая бригада работников. Власти решили помешать выставке, устроив в этот день субботник с целью благоустройства территории.

Участники выставки до разгона. Фото Владимира Сычёва
Участники выставки до разгона. Фото Владимира Сычёва

Естественно, никакого показа картин не состоялось. Некоторые пришедшие даже не успели распаковать их. Тяжёлая техника и люди с лопатами, вилами и граблями стали сгонять художников с поля. Некоторые сопротивлялись: когда полотно Валентина Воробьёва участник организованного субботника проколол лопатой, то художник ударил его по носу, после чего завязалась драка. Корреспонденту газеты «The New York Times» в потасовке выбили зуб его же камерой.

Дело усугубляла плохая погода. Из-за прошедшего ночью дождя пустырь был полон грязи, в которой затаптывались привезённые картины. Рабин и двое других художников пытались броситься на бульдозер, но остановить его не смогли. Вскоре большинство из участников выставки увезли в отделение милиции, а Воробьёв, например, укрылся в автомобиле у знакомого немца.

Разгон выставки пожарной техников. Из архива Михаила Абросимова
Разгон выставки пожарной техникой. Из архива Михаила Абросимова

Уже на следующий день скандальная популярность начала обрастать мифологией. За «бульдозеры», как стали называть картины с «бульдозерной выставки», стали выдавать другие работы, и за них иностранцы готовы были выложить немалую сумму. Пронеслись слухи, что на выставке участвовало не 13 человек, а 24. Иногда число художников в таких разговорах поднималось до трёх сотен!

Художественную ценность выставки оценить трудно – фактически она продолжалась не больше минуты. Но её общественное и политическое значение превысило ценность уничтоженных картин. Освещение события в западной прессе и коллективные письма художников поставили советскую власть перед фактом: искусство будет существовать и без их разрешения.

Картина участницы «бульдозерной выставки» Лидии Мастерковой на официально разрешённом показе в Измайловском парке. Фото Владимира Сычёва
Картина участницы «бульдозерной выставки» Лидии Мастерковой на официально разрешённом показе в Измайловском парке. Фото Владимира Сычёва

Уже через две недели в Измайловском парке в Москве была проведена официально разрешённая уличная выставка. В последующие годы нонконформистское искусство понемногу просачивалось в павильон «Пчеловодство» на ВДНХ, в «салон» на Малой Грузинской и на другие площадки. Отступление власти было вынужденным и крайне ограниченным. Бульдозеры стали таким же символом подавления и репрессий, как танки в Праге во время «Пражской весны». Большинству участников выставки в течение нескольких лет пришлось эмигрировать.

Своё признание они в итоге получили: например, картина Евгения Рухина «Пассатижи» была продана на аукционе «Sotheby’s», работы Владимира Немухина попали в музей «Metropolitan» в Нью-Йорке, а Виталий Комар и Александр Меламид стали самыми известными в мире представителями соц-арта – направления, пародирующего советский официоз.

Репродукции некоторых работ «бульдозерных» художников представлены ниже. Возможно, какие-то из них могли оказаться и сентябрьским утром 1974 года на беляевском пустыре:

Оскар Рабин «Христос в Лианозово» (1966)
Оскар Рабин «Христос в Лианозово» (1966)


Евгений Рухин «Хлеб, мясо, вино, кино» (1967)
Евгений Рухин «Хлеб, мясо, вино, кино» (1967)


Владимир Немухин «Карты. Россия» (1964)
Владимир Немухин «Карты. Россия» (1964)


Валентин Воробьёв «Окно» (1963)
Валентин Воробьёв «Окно» (1963)


Виталий Комар и Александр Меламид «Лайка» (1972)
Виталий Комар и Александр Меламид «Лайка» (1972)


via

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 680
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
durasik
Sep. 4th, 2018 11:12 am (UTC)
Здравствуйте!!!)))

В своё время бывший тогда директором областного краеведческого музея Подмосковья (фамилию не помню) скупил довольно много картин с этой выставки. Часть из них экспонировалась в экспозиции музея, часть я видел в фондах музея!!!)))

Это музей в г. Истра. Я там давно не был. Художественная галерея была в здании за пределами Новоиерусалимского монастыря и вполне возможно там же расположена сейчас?!))) Но возможно и переехала экспозиция, поскольку Подмосковный краеведческий музей переехал из монастыря в новое здание. Но это тоже рядом - на другом берегу р. Истра, в пешей доступности)))

Если захотите ознакомиться с частью работ с Бульдозерной выставки, то Вам туда!!!)))

Надеюсь, Вы не будете возражать, если я сделаю перепост Вашего материала у себя, с активными ссылками на Вас???)))
slavikap
Sep. 4th, 2018 11:15 am (UTC)
Он был ценителем "высокого искусства"? ;)
durasik
Sep. 4th, 2018 12:07 pm (UTC)
Не знаю, но мужик был очень хороший!!!))) После его смерти раздолбали всю археологическую часть фондов(((

Хорошо, что художественную оставили в покое. Хотя, ИМХО, вся бульдозерная выставка - полное гавно!!!)))
slavikap
Sep. 4th, 2018 04:00 pm (UTC)
Так вот и я же про то...
astori_18
Sep. 4th, 2018 11:20 am (UTC)
Спасибо.
slavikap
Sep. 4th, 2018 11:14 am (UTC)
По большей части эта гоп-компания и рисовать-то толком не умела, а просто хотела выехать на скандале. Некоторым это удалось и они даже "выехали"...
kwakin_misha
Sep. 4th, 2018 05:56 pm (UTC)
slavikap
Sep. 4th, 2018 10:11 pm (UTC)
:)
taete
Sep. 4th, 2018 11:16 am (UTC)
художники молодцы, немногие, кто выиграл от перестройки
tanga_tan
Sep. 4th, 2018 11:30 am (UTC)
Ну ведь это на самом деле какая-то невнятная мазня.
dfedbees
Sep. 4th, 2018 07:06 pm (UTC)
А сейчас?
Что учитель не такуюже мазню снимает?
Или может макаревич хорошо поёт?
Зы примеров современной мазни не знаю-не интересует
tanga_tan
Sep. 5th, 2018 05:31 am (UTC)
Так они ж победили. При активной поддержке коллективного запада и местных "борцунов" за "чистое" искусство.
dfedbees
Sep. 5th, 2018 08:48 am (UTC)
Опять ложь
Либерасты победили при иудах горбаче и эльцине
Пришёл патриот Путин и им ,либерастам,опять жизни не стало-и воровать страшно -сажают
и в искусстве дерьмо и чернуху своё пропихивать стало затруднительно

Где ваша логика меня удивляет?
Если они победили почему они майДАУН раскачивают и свергают Путина?
Иууд горбача и эльцина либерасты очеень любят,пиарят и не свергали-они им воровать не мешали!
pantv
Sep. 4th, 2018 02:54 pm (UTC)
Лайка вполне стильно.
dfedbees
Sep. 4th, 2018 07:04 pm (UTC)
Всё та же русофобия либерастов ,что мы и сейчас со всех щелей наблюдаем
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com