?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самобытная златоустовская гравюра: От ÑÑ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ ÐºÐ»Ð¸Ð½ÐºÐ¾Ð² до кубков и винныÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð²
От стальных клинков до кубков и винныхх наборов

Богата земля русская народными художественными промыслами. Есть чем гордиться и небольшому уральскому городку Златоусту, который снискал всемирную славу своим самобытным искусством художественной гравировки по металлу.

И хотя изначально у истоков этого промысла стояли немецкие гравёры, основная заслуга в его становлении все же принадлежит талантливым уральским мастерам.




Зародилась златоустовская гравюра в начале XIX века, при правлении Александра I. Именно по его высочайшему указу в Златоусте был создан оружейный центр в дополнение к знаменитому тульскому.

Выбор пал на Златоуст не случайно - здесь имелись и богатые природные ресурсы, и железоделательный завод, на котором трудились мастера по работе с металлом.
В 1815 году в Златоусте была основана Оружейная фабрика, на которой предполагалось выпускать лишь один вид оружия – клинковое.

Вид на  Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верÑнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Вид на Златоуст с горы Бутыловки. В центре Оружейная фабрика и Арсенал, в верхнем левом углу Двуглавая сопка Таганая, в нижнем правом углу Свято-Троицкий собор. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.

Для украшения клинков, которые по обычаю вручали военнослужащим в качестве почетной награды, стали применять гравировку. И первоначально она применялась в Златоусте исключительно для этих целей.



Из города Золинген, знаменитого оружейного центра Германии, в Златоуст для работы был приглашен гравер по холодному оружию Вильгельм Шаф, который приехал сюда вместе с сыновьями. Они-то и положили начало гравировальному промыслу. Дела пошли неплохо, и вскоре была выпущена первая партия оружия.

Однако немцы, хотя и выполняли свою работу прекрасно, но держались весьма обособленно, и делиться секретами своего мастерства с уральскими мастерами не спешили. Но поскольку обучение было одним из условий контракта, через три года новый директор фабрики Фридман все же принудил их к этому. Немцы стали обучать русских умельцев, но лишь самым азам ремесла. Тем не менее, обучались русские весьма успешно



Немцы в своей работе неукоснительно придерживались старых традиций. Рисунок наносился с помощью твердой тонкой иглы, после чего вытравливался – именно так работают все граверы. Рисунок состоял из тонких изящных линий, все детали были тщательно проработаны. Сюжеты не отличались особой оригинальностью.

А поскольку уральским граверам многому пришлось учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, это привело к разработке самобытного златоустовского стиля декорирования оружия. Ученики не боялись проявлять фантазию, как при выборе техники гравировки, так и сюжетов. Вместо орнаментов и символов, обычно используемых немецкими мастерами, они стали изображать на клинках целые композиции. Это могли быть античные мифологические мотивы, сцены сражений или охоты, пейзажи.



Конечно, такие рисунки требовали огромного художественного мастерства. Научившись получать различные цвета и оттенки с помощью травления, русские мастера изменили и саму технику нанесения рисунка, превзойдя тем самым своих немецких учителей. Из-под их рук выходили не просто клинки, а настоящие произведения искусства.



Первым, кто привнес в технику гравировки нечто совершенно новое и необычное, был один из лучших учеников Шафа Иван Бушуев. Основным инструментом в его руках стала не игла, а специальная кисть, с помощью которой киноварью на поверхность клинка наносился рисунок. Такую необычную технику, представляющую собой смешение гравюры и живописи, и стали называть златоустовской гравюрой.

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Ðрмитаж
Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж


Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Ðрмитаж
Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж

Иван Бушуев любил изображать на клинках военные баталии и сцены из мифов, на его рисунках персонажи не такие застывшие, как у немцев, они полны движения, жизни. Бегство Наполеона из Москвы, переход русских войск через Березину, сражения Отечественной войны 1812 года – вот лишь некоторые темы его рисунков.



Очень любил Бушуев изображать бегущих коней. Один из любимых им образов – стремительно летящий крылатый конь Пегас.

Бушуевский конек на клинке
Бушуевский конек на клинке




Одной из самых известных работ этого мастера стали рыцарские доспехи, изготовленные в качестве подарка для цесаревича Александра, будущего императора. Над ними в течение четырех лет трудились более 30 мастеров.

ДоспеÑи для цесаревича Александра. Иван Бушуев с группой мастеров, 1833 г.
Доспехи для цесаревича Александра. Иван Бушуев с группой мастеров, 1833 г.




На протяжении многих лет уральские умельцы работали лишь над украшением оружия, однако позднее, начиная с 1830- 1840-х годов, когда спрос на оружие значительно снизился, стали осваивать и другие сферы. Гравюру стали использовать для украшения предметов быта: шкатулок, подсвечников, самоваров, подстаканников, подносов.

Оружие

Адмиральский кортик «Петр Великий»
Адмиральский кортик «Петр Великий»




Самовары и подстаканники



***



***



***



Подстаканники



***



Шкатулки



***



Кубки



***



Винные наборы



***



***



На протяжении 200-летней истории промысла Златоустовские художники-гравёры создали немало настоящих произведений искусства, ныне хранящихся в знаменитых музеях России - в Оружейной палате, Эрмитаже и многих европейских музеях.

Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков
Памятник Бушуеву И.Н. в г. Златоусте, скульптор В. П. Жариков


via

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 679
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
miihaaiil
Sep. 18th, 2018 07:22 am (UTC)
Замечательные изделия.
astori_18
Sep. 18th, 2018 07:28 am (UTC)
Просто исключительно хороши.
voenjur
Sep. 18th, 2018 07:28 am (UTC)
Красота!
alexsrb
Sep. 18th, 2018 07:49 am (UTC)
забрал себе
sahoganin
Sep. 18th, 2018 08:12 am (UTC)
Красиво
kolybanov
Sep. 18th, 2018 08:18 am (UTC)
Потрясающе
anonimusi
Sep. 18th, 2018 08:22 am (UTC)
Много лет меня восхищает их мастерство
czeslaw_list
Sep. 18th, 2018 09:13 am (UTC)
Азия (под видом русское), она и в Африке Азия.
__________________________________________________________________________




slavikap
Sep. 18th, 2018 12:03 pm (UTC)
У меня мама из Златоуста. Всегда, когда к нам приезжала родня оттуда - привозили всякие сувениры из металла. :)
sant_iren
Sep. 18th, 2018 02:52 pm (UTC)
А я однажды проезжала Златоуст.., давно, правда...Помню только дымящие трубы в сумерках..)
То, что это город мастеров, узнала уже позже...
slavikap
Sep. 18th, 2018 02:54 pm (UTC)
Да, город труженик!
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com