Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Евдокия Урусова – актриса княжеского рода

Евдокия Урусова – актриса княжеского рода

Одни помнят ее по роли Агнессы Ивановны из фильма Шахназарова «Курьер», другие вспомнят тещу Воробьянинова из «Двенадцати стульев» Гайдая, третьи — Веру Фабиановну Чарскую из «Ларца Марии Медичи».

А кому-то повезло увидеть ее на сцене, в театре Ермоловой. Но советские зрители и не знали, что Евдокия Урусова (1908 — 1996) была настоящей княжной, принадлежавшей к древнейшему знатному роду.


По линии отца в роду семьи Урусовых, кроме Александра Невского, Дмитрия Донского и высокопоставленных представителей Золотой орды были князья Лопухины, а по линии матери — иностранка, графиня Салиас де Турнемир.

За семейным обеденным столом Урусовых в начале ХХ века встречались родственники — директор Департамента полиции А.А. Лопухин и его шурин член Государственной Думы князь Сергей Дмитриевич Урусов, известный своими либеральными взглядами и выступлениями в Госдуме с разоблачением деятельности этого самого Департамента полиции. Сам отец Георгий (Юрий) Дмитриевич Урусов был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.


Эда Урусова

С ранних лет Эда (Евдокией она стала позже) Урусова занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Зелениной — дочери Марии Ермоловой; среди её покровителей была Надежда Михайловна, жена Евгения Вахтангова. Ещё до окончания средней школы Урусова выдержала приёмные экзамены в студии Художественного театра, однако ей было предложено сначаа окончить школу. С 1917 года Урусова училась в институте благородных девиц Николо-Угрешского монастыря. Этот институт просуществовал до 1922 года, но все-таки был закрыт, т.к. его образование не соответствовало советским стандартам.

Чтобы поддержать семью, девушка рано стала подрабатывать — пением, танцами, а вскоре и съемками в немом кино. Ее первой киноролью стал эпизод в фильме «Ледяной дом» (1928 год) — она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны Иоанновны. В том же году, окончив студию Ермоловой при Малом театре, она стала актрисой театра Ермоловой. К тому времени она уже была замужем — за актером Михаилом Унковским, дед которого был прославленным русским адмиралом, капитаном фрегата «Паллада».


В телеспектакле «Месяц в деревне»

Тучи начали сгущаться в середине 1930-х. В начале 1935 г. по так называемому «кремлевскому делу» были арестованы младшая сестра Эды Юрьевны Елена Раевская, их отец Юрий Дмитриевич Урусов и муж сестры Сергей Петрович Раевский.

18 марта 1938 г., вскоре после завершения последнего открытого процесса по делу «антисоветского правотроцкистского блока» Бухарина, Рыкова и др. были арестованы 6 ведущих актеров театра им. Ермоловой. Среди них был муж Эды Юрьевны Михаил Унковский. Все арестованные актеры в первые дни признались в участии в контрреволюционной организации и в своих террористических намерениях по отношению к руководителям партии и правительства.

Эда продолжала работать в театре. Она получила две новые роли. Ее пригласили на кинопробу на главную женскую роль в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». Один хороший знакомый, которому было известно действительное положение дел, сказал ей, что она должна все бросить, забрать сына и уехать подальше в провинцию. Но бросить театр она не могла.

Ее арестовали 17 июня 1938 г. на вокзале перед отходом «Красной стрелы», на которой театр выезжал на гастроли в Ленинград. Обвиняли в связях с фашистами, а она даже плохо представляла себе, что такое фашизм. Приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях. Как стало известно позже, ее отец к тому времени уже умер в лагере.

Еще в дороге Эде довелось проявить свой характер. Она вспоминала, что в эшелоне вперемежку везли политических и уголовных. Наиболее отъявленные уголовницы начали грабить политических, отнимая все более или менее ценные вещи. Но когда подошли к ней, она одним ударом разбила окно, и в руке у нее оказался зажат кусок стекла... Налетчицы отступили.

Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре, была также дояркой, счетоводом. Освободили ее досрочно, в 1947 году. За это время она потеряла мать — та скончалась в 1939 году. В 1942 году она получила известие о смерти мужа: по воспоминаниям знакомых, Михаил в лагере жил надеждой вернуться на сцену, и его оптимизм поддерживал других заключенных, но потом он отморозил ноги, одну ампутировали, после этого он утратил волю к жизни и умер.

Еще в лагере Эда познакомилась с Александром Блохиным, сыном танцовщика, солиста Большого театра Ивана Фёдоровича Блохина — он стал ее мужем. Ей удалось найти работу в Угличском драмтеатре. Казалось, что жизнь налаживается. Но весной 1949 г. на высшем уровне было принято решение — зачистить центральные области от нежелательного элемента. Последовали аресты всех отбывших 10-летние сроки по пресловутой 58-й статье. Она была вновь арестована — прямо после спектакля, в легком платье и белых туфлях, и помещена в Ярославскую тюрьму.

«Я попала в село Тасеево Красноярского края, неподалеку от деревни, где была Наталья Сац. Молодых посылали на лесоповал, а нас, постарше, на работу не гоняли, но не давали ни еды, ни одежды, ничего; только два рубля на телеграмму родным, чтобы они помогли. Фактически мы были обречены на вымирание... Это была страшная зима. Было тяжелее, чем в лагере на лесоповале. Ссыльные жили небольшими группами по крестьянским избам. Спасала солидарность и взаимовыручка. Каждый делился, чем мог. На улицу выходили поочередно. Собирали со всех теплую одежду, и была одна пара валенок на всех».

Весной 1950 года, узнав об её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов. Во время пребывания в лагерях актриса со своими коллегами организовывала театры, выступала в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.

После реабилитации в 1955 году Урусова вернулась в Москву с жестокой язвой и дистрофией последней степени. Жизнь приходилось начинать с чистого листа.


В фильме «Двенадцать стульев»

«В театре меня, конечно, никто не ждал. Мои года уже приближались к 50-ти, а таких актрис там и без меня хватало, — вспоминала Эда Юрьевна. — Чтобы восстановиться в театре, пришлось обращаться в Министерство культуры РСФСР. По закону о реабилитации меня обязаны были восстановить. После указания из министерства меня в театр приняли, но ролей никаких не давали, и я сидела без работы. Мне даже понизили ставку с высшей, которая была у меня до ареста.

И вдруг меня назначают на роль в пьесе „Преступление и наказание“ по Достоевскому, которую ставил прекрасный режиссер Петр Павлович Васильев. Роль Луизы Карловны — очень хорошая, мне вполне удалась. Остался доволен и главный режиссер Андрей Михайлович Лобанов. За ней последовали и другие роли. И все успешнее и успешнее...»


В фильме «Ларец Марии Медичи»

Теперь она уже не скрывала своего происхождения. Обижалась, когда ее величали княгиней. Поправляла, говоря, что княгиня — это жена князя, а она дочь князя и потому — княжна.

Всего в театре имени Ермоловой она сыграла около двухсот ролей. Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом сезоне, несмотря на физическую слабость, она стала работать у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Ее последней ролью стала работа в спектакле «Письма Асперна». В одном из последних выступлений по поводу своего юбилея она сказала: «Я счастлива, что судьба подарила мне профессию актрисы. Даже в самые суровые годы моей жизни я не расставалась с ней».


via

Tags: актрисы, память, репрессии
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments