?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Кризис пост-юности — сравнительно новое явление в нашей стране.

В советское время его не было в силу линейности и, по большому счёту, безальтернативности бытия основной массы населения. Лихие девяностые прошли под знаменем борьбы за выживание. Тогда было не до экзистенциальных кризисов. А вот с наступлением стабильности и относительно сытой жизни на сцену вышли психологические проблемы, от которых раньше страдала в основном западная молодёжь.


«Кризис пост-юности это духовный и интеллектуальный крах, наступающий после двадцати лет, часто вызванный неспособностью функционировать вне школы, вне четко заданных, упорядоченных отношений, вкупе с осознанием своего одиночества в мире,» — так метко определяет это явление популярный канадский писатель Дуглас Коупленд.

Психологи предпочитают термин «кризис четверти жизни». Он начинает проявляться примерно в 23 года, когда подросший и ещё полный радужных иллюзий выпускник вуза сталкивается с «реальным миром». Один из столпов западной психологии Эрик Хомбургер Эриксон видел в основе этого кризиса неспособность молодых людей и девушек построить близкие и доверительные отношения с окружающими. Но оказалось, что проблема гораздо шире.

Характерные симптомы кризиса четверти жизни — это чувство потерянности и страха перед выбором, непонимание, какие действия предпринять для перехода во взрослую жизнь. Главную роль тут играют безработица или низкоквалифицированная работа, а также выбор карьерного пути.

Вот типичный пример того, в каком случае начинается кризис пост-юности. Молодой человек или девушка учатся в вузе, но на каком-то этапе приходит осознание, что выбранная специальность не подходит. Причины разные: неудовлетворённость потенциальной зарплатой, смена интересов, проблемы в учёбе. У большинства озарение случается на старших курсах, когда бросать или переводиться уже поздно.

Параллельно учёбе, студенты подрабатывают на низкоквалифицированной работе, не имеющей отношения к их будущей специальности. По выпуску из вуза большинство обнаруживает, что их академические знания малопригодны на рынке труда. Практического опыта нет, понимания, чем бы хотелось заняться в жизни, тоже нет, а приобретённые социальные навыки поверхностны и непрочны. Кроме того, уже вовсю давит груз социальных стереотипов, когда стыдно просить помощи у родителей и нужно показать себя взрослым и самостоятельным. Культ успеха и богатства, педалируемый в потребительском обществе, подхлёстывает чувство вины и несостоятельности.

На первых порах низкоквалифицированный труд (официантом, таксистом, оператором) продолжает восприниматься как подработка, но постепенно становится основным видом заработка. И в этот момент молодой человек остро осознаёт, что не к этому стремился, что родители и учителя обещали ему совсем другую жизнь. Кризис пост-юности расцветает буйным цветом.

По мнению многих психологов, российская молодёжь страдает от этого явления чаще и острее, чем западная. Здесь дело не только в индивидуальной психологии и личностных качествах. Большую роль играют система образования, состояние рынка труда и общественные ожидания. Пожалуй, самый большой вклад в подготовку кризиса пост-юности вносит система образования.

В западных школах и вузах давно практикуется «проектный» подход в обучении. В этом случае ученик или команда решает поставленную задачу, разбивая её на компоненты и самостоятельно определяя методы и способы работы. Например, необходимо сделать сайт для приюта бездомных животных. Команда студентов решает, делать сайт самим по инструкции из интернета или обратиться к специалисту. Если обращаться к эксперту, то как его убедить? Загрузить на сайт стоковые фото или самим бегать по приютам и проводить съёмку? Когда работа ведётся по такому принципу, студент учится планированию, командной работе, учится брать на себя ответственность. Он уже понимает, как эти навыки пригодятся в будущем трудоустройстве.

Российская система образования до сих пор базируется на поступательной, линейной загрузке информации в учащегося. Объём и сложность возрастают, принцип же не меняется с начальной школы. Говоря простым языком, вплоть до последнего курса студенту указывают, что делать, а после выпуска вдруг перестают. Лишённый привилегий юности, человек ещё не обладает правами зрелости. Перед ним стоят сложные задачи, для решения которых у него нет инструментов.

Затем он встречается лицом к лицу с рынком труда. Не секрет, что по специальности у нас работает ужасающе малое число выпускников. Отчасти потому, что в вузах дают устаревшие или практически не применимые знания, отчасти потому, что несколько лет подряд экономика находится в стагнации. Рынок труда сузился и обмельчал. Выпускнику приходится «крутиться», чтобы заработать на жизнь. Карьерная и творческая самореализация раз за разом откладывается по чисто бытовым причинам.

При этом на молодого человека давит культурная инерция старшего поколения, которое по-прежнему воспринимает жизнь линейно, требует постоянной и «приличной» работы, раннего вступления в брак и т.д. Когда пришло время брать судьбу в свои руки, молодёжь, рождённая и выросшая в эпоху стабильности и больших надежд, оказалась растерянной и неудовлетворённой.

— Преодоление кризиса пост-юности — процесс сложный, передоверить третьим лицам его не удастся, хотя соблазн очень велик,- считает семейный психолог Ульяна Ильина. — По сути человек должен сам проделать работу по собственной социализации, которую не сумели выполнить традиционные институты образования и семья. Первым практическим шагом можно назвать профориентацию и выбор направления, в котором интересно развиваться и работать. Стоит учитывать не только интерес, но и перспективы карьерного и профессионального роста в отрасли. Возможно, это будет специализация на базе уже имеющегося образования. После определения направления можно приступать к обучению, исключительно практикоориентированому, чтобы с самого начала зарабатывать, пусть мало, зато в нужной сфере. Расчёт карьерной траектории даст чувство определённости, систематическая работа позволит завести новые социальные связи, взамен распавшегося студенческого братства. Результатом будет крепнущее чувство самостоятельности и растущая вера в свои силы.

Игорь Докучаев


promo astori_18 june 19, 2022 00:45 683
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

alfa_2384
Dec. 15th, 2018 10:33 am (UTC)
Я столкнулась с этим кризисом. На последних курсах ВУЗа, всё верно. Пришлось 13 лет искать себе другую работу, работая на нелюбимой. Нашла нечто менее гадкое, но не свою мечту. Один мудрый старец сказал мне перед поступлением в ВУЗ, что надо успеть поработать. Хоть немножечко. Потому что работы просто не будет. Он был прав. Спецы с высшем образованием не нужны. Нужен низкоквалифицированный труд. Или долгие поиски рабочего места. В ВУЗ надо идти под связи родителей. Чтоб они сразу пристроили на работу. Иначе - никак.
aleks_visero
Dec. 15th, 2018 12:22 pm (UTC)
Какие связи, если сейчас идёт оптимизация методом бульдозера? Я 6 лет работал на заводе. Теперь от отдела в 20 человек оставили 5, включая начальство. Отдел обеспечивает связь (телефония+локальная сеть), проводное радио, пожарная и охранная сигнализация предприятие в пару городских кварталов и около 3 тысяч абонентов.
haron258
Dec. 15th, 2018 02:04 pm (UTC)
А спецы с каким высшим? Куда не плюнь, одни экономисты, дизайнеры, таможенники и юристы. В строительство молодёжь не загонишь - не статусно, а если и есть, то такое дерьмо и гонор...

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com