Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Как прикрывали срам на картинах и скульптурах в разные времена



История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься не совсем верно.

Вероятно, наиболее показательным в данном случае является пример появления на античных статуях фиговых листьев. Ради сохранения моральных устоев в средние века тысячи старинных шедевров подверглись «великой кастрации». Интересно, что эта традиция сегодня обретает «второе дыхание».


Тема ню в искусстве часто становится камнем преткновения и вызывает жаркие споры до сих пор – имеет ли право художник обнажать свою модель, является ли это действительно художественным приемом или просто способом привлечь нездоровое внимание? В случае античных статуй, казалось бы, вопрос решен давно и однозначно: они создавались при той культуре, где нагота у мужчин считалась нормальной и не вызывала неоднозначной реакции.

Конечно, статуи философов или стратегов были одетыми, но вот изображения спортсменов – всегда только нагими. Дело в том, что занимались юноши спортом именно в таком виде. Существует даже исторический факт VIII века до нашей эры о бегуне Орсипе. Во время состязаний он сорвал мешавшую ему набедренную повязку и сумел победить. С тех пор в древней Греции мужчины спортом занимались только голыми, натирая тело оливковым маслом. В классическую эпоху эллинов сложился идеал калокагатии - гармонии внутреннего мира человека с его внешним обликом.

Роспись древнегреческой статуи. Бегуны.
Роспись древнегреческой статуи. Бегуны.

Средневековая культура к этому вопросу относилась диаметрально противоположно, закрывая в изображении человека все, что можно закрыть. К середине XVI века Ватиканские властители внезапно осознали, что они находятся в двусмысленном положении, владея множеством драгоценных шедевров античного искусства, которые не соответствуют культурной традиции их эпохи.

Папа Павел IV начал борьбу за нравственность в искусстве. Правда, сначала она носила более мирный, рекомендательный характер, а вот буквально еще через 100 лет Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию». Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически – их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками. Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту благородную борьбу.

Зал Ватиканского музея Кьярамонти
Зал Ватиканского музея Кьярамонти

Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква – она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение - прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.

Адам и Ева, прикрывающие свою наготу фиговыми листами на картине Тициана
Адам и Ева, прикрывающие свою наготу фиговыми листами на картине Тициана

Время шло, нравы менялись в сторону большей открытости, но необходимость «прикрыть срам» у статуй оставалась актуальной. В 1857 году королеве Виктории была подарена копия знаменитого Давида Микеланджело. Созданный в 1504 году (то есть еще до развернувшейся борьбы против излишней открытости), шедевр избежал судьбы многих статуй и радовал глаз реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.

Микеланджело Буонарроти. Давид. Копия статуи в музее Виктории и Альберта, Лондон
Микеланджело Буонарроти. Давид. Копия статуи в музее Виктории и Альберта, Лондон

Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в пол метра. Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Теперь его демонстрируют отдельно в этом же зале.

Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Еще один интересный случай произошел уже в начале XX века. И связан он был с картиной. Анри Матисс по заказу московского купца и коллекционера Сергея Щукина написал парные панно «Танец» и «Музыка». Выставленные перед отправкой заказчику в парижском «Осеннем салоне» 1910 года картины вызвали скандал эпатирующей обнаженностью и «неожиданностью трактовки образов». Щукин даже отказался от них после этого, но буквально через несколько дней изменил свое решение, написав художнику: «Сударь, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Анри Матисс. Музыка. 1910, Государственный Эрмитаж
Анри Матисс. Музыка. 1910, Государственный Эрмитаж

Однако после получения картины нервы коллекционера все-таки не выдержали такого непотребства (у него росли дочери, а картина предназначалась для второго этажа его дома). По просьбе заказчика Матисс закрасил гениталии у сидящего мальчика, прорисованные особенно рельефно. Однако сделал он это легкосмываемой краской, написав Щукину записку о том, что, если он изменит решение, картине можно вернуть первоначальный вид, протерев это место крепким коньяком. В таком скромном виде полотно демонстрировалось более 50 лет , пока специальным решением ученого совета в Эрмитаже не было принято смыть все-таки этот дополнительный слой.

Казалось бы, сегодня все эти войны остались в прошлом, однако колесо истории, похоже, как раз завершило свой очередной круг. В августе 2018 года в СМИ появилось сообщение, поразившее общественность России. В Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна ожидали визит делегации из местной Епархии. Работники вуза проявили огромнейшую предусмотрительность, прикрыв тканью наготу статуй, украшающих здание.

Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года
Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года

Священнослужители остались довольны такой заботой. Протоиерей Александр Матрук в интервью радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал ситуацию:

«А зачем вообще эти скульптуры там стоят? Для чего они там? Искусство? Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своём церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека».

Вот с таким девизом вступили мы в XXI век. Вероятно, дальше будем ждать очередной виток расцвета инквизиции и охоты на ведьм.



Tags: искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 695
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments