Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Трагедия подлодки АГ-15. Самая нелепая гибель русской субмарины



Ирландец Джон Филипп Голланд (1841-1904) эмигрировал в Соединённые Штаты Америки и там занялся проектированием подводных лодок. Подлодки Голланда быстро получили признание, и его бизнес пошёл в гору: лодки закупали и строили по лицензии самостоятельно Австро-Венгрия, Великобритания, Голландия, Швеция и Япония.

Не упустила своего и Россия. Во время Первой мировой войны Россия, промышленность которой не поспевала за потребностями фронтов и флотов, закупила 11 подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).


Судьба одной из этих лодок запомнилась историей, ярко демонстрирующей состояние «революционного разгильдяйства», охватившего русскую армию и флот в 1917 году. АГ-15 была спущена на воду осенью 1916-го и находилась в составе Балтийского флота. За несколько месяцев испытаний и службы её экипаж не успел себя никак проявить. 8 июня 1917 года АГ-15, так и не успевшая нанести какой-либо урон врагу, потерпела катастрофу.

Когда лодка вышла в заданный район, лейтенант М. Максимович приказал произвести погружение. Но вместо нормального оно получилось очень стремительным. Лодка затонула и опустилась на дно. Быстро поняли, что происходит, и успели выскочить на поверхность воды лишь четверо членов экипажа – командир, рулевой, боцман и штурман, троих из которых подобрал оказавшийся неподалёку русский минный заградитель «Ильмень», а штурман, прапорщик Борис Петерс, утонул, так как не умел плавать. Удивительно, но на флот и тогда, и теперь принимают людей, которые не могут держаться на воде без спасательных средств.

Спустя час к месту аварии доставили водолазов, и они увидели, что лодка лежит на дне на глубине 27 м с открытыми люками. Внутри ещё находились живые подводники – они отзывались на стук по корпусу. Но спасти моряков не удалось. Для подъёма лодки (а спасти людей можно было только так) нужно было судно «Волхов», которое в момент трагедии стояло в Ревеле и пришло только через день.

К тому времени 6 подводников попытались спастись: открыли люки и с воздушным пузырём выбросились на поверхность. Пятеро из них один за другим в капковых бушлатах выскочили наверх и выжили. Тела их были покрыты кровоподтёками от кровотечений в мелких сосудах кожи – результаты быстрого всплытия и компрессии под водой. Остальные утонули. Всего авария унесла жизни 18 моряков.

Как выяснилось, кок Степан Богданов готовил борщ и котлеты на обед и открыл, не спросив разрешения, кормовой люк, дабы проветрить отсек (жарко же у плиты в июне). А командир, не осмотрев лишний раз судно в поисках незадраенных люков, отдал приказ о погружении. Правда, он и не обязан был, он ведь принял доклад команды о герметичности отсеков и готовности лодки к погружению.

Понятно, с каким результатом погрузились: вода просто-напросто затопила и кока, и его котлеты, и половину лодки. Как пишет капитан 1-го ранга Владимир Шигин в работе «Забытая трагедия семнадцатого года (АГ-15)», в обстановке преступной революционной халатности 1917 года должна была неминуемо произойти трагедия. Нельзя не согласиться – флот (а тем более подводный) ошибки прощает редко. Можно лишь благодарить судьбу, что жертв не стало больше.

10 июня 1917 года «Волхов» прибыл к месту аварии и через три дня начал подъём затонувшей АГ-15. Из-за проблемного грунта пришлось провозиться с подъёмом несколько дней. 16 июня дело было сделано. Из АГ-15 было извлечено 17 трупов погребённых заживо моряков. Четверо из них оказались ещё и с огнестрельными ранами головы: эти подводники, решив не дожидаться гибели от удушения, застрелились.

Поднятую лодку доставили в Ревель 22 июня, отремонтировали и снова спустили на воду. Командиром назначили лейтенанта Матевича-Мациевича, выжившего во время трагедии: это он решил всплывать самостоятельно и спас несколько человек. Он прослужил до большевистского переворота. Потом поставили нового командира, лояльного советской власти.

Лодка продолжила служить уже в составе Красного Балтийского флота. В начале апреля 1918 года русские, оставляя финские базы, где оказалась замурованной во льдах АГ-15, взорвали лодку, чтобы не досталась немцам. В 1924-м её подняли финны и порезали на металлолом.

Константин Дмитриев


источник

Tags: история, катастрофы, трагедия
Subscribe
promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 683
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments