Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

«Потрясены были даже в КГБ». Что случилось в Москве 8 января 1977 года



8 января 1977 года в Москве была осуществлена серия террористических актов. По официальным данным, в результате трех взрывов, совершенных в этот день, 7 человек погибли и 37 получили ранения. Среди погибших и раненых оказались дети.

Серия терактов, по понятным причинам не получившая широкой огласки в советских СМИ, имела большой резонанс на Западе.


Генерал-майор КГБ СССР Вадим Удилов, возглавлявший оперативно-следственную группу по розыску преступников в деле «Взрывники», в своей книге писал, что случившееся потрясло не только общественность Москвы, но и сотрудников Комитета госбезопасности – ни с чем подобным они не сталкивались. Взрыв в московском метро (именно он унес жизни всех семерых погибших), затем бомбы разорвались в продовольственном магазине № 15 на улице Дзержинского и рядом с ГУМом...

Оперативники опросили порядка 500 свидетелей, но ничего ценного для следствия не получили. Исследовались компоненты разорвавшихся бомб. Операция по розыску и поимке террористов-диверсантов была объявлена всесоюзной – сотрудникам КГБ дали указание вести все свои дела в привязке к серии терактов и любую информацию, которая могла быть связана с операцией «Взрывники», сообщать в Москву. Подключились и территориальные органы МВД СССР.

В результате по всему СССР нашли несколько изобретателей самодельных бомб, которые готовили их, чтобы отомстить своим обидчикам, в частности, инспекторам рыбоохраны за незаконную добычу рыбы.

Наконец в Ташкенте у одной из пассажирок стажер КГБ заметил сумку, проходившую по ориентировке (такая же использовалась террористами в метро), оказалось, что ее изготовили в Ереване – в одном из трех городов, фигурировавших в оперативных сводках этого дела по всем вещдокам.

Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции по личному указанию главного советского чекиста Андропова и на его персональном самолете опергруппа вылетела в Ереван. С террористами они разминулись – те выехали в Москву поездом с партией новых, усовершенствованных бомб.

Пока группа Удилова вместе с армянскими правоохранителями искала террористов в Ереване, диверсанты прибыли с тремя бомбами, начиненными шрапнелью, в столицу СССР. Все 3 бомбы они собирались взорвать на Курском вокзале. Оставив начиненную взрывчаткой с часовым механизмом сумку в зале ожидания, террористы сели в поезд «Москва-Ереван».

По счастливой случайности, взрыва не произошло. Пассажиры, обнаружившие на следующий день бесхозную вещь, отнесли ее в вокзальный опорный пункт милиции; батарея на взрывном устройстве за несколько часов функционирования села, и когда вокзальный милиционер повернул тумблер на бомбе (что должно было, по замыслу преступников, спровоцировать взрыв), механизм не сработал.

По воспоминаниям Вадима Удилова, исходя из найденных в сумке, где были бомбы, вещей, составили приблизительное описание внешности одного из преступников. Знали, что он едет в Ереван. В итоге с поезда «Москва-Ереван» сняли Степаняна и Багдасаряна, оба ехали без документов, Степанян подходил под предварительно составленное КГБ описание. В Ереване задержанных допросили. Довольно быстро стало понятно, что оба имеют отношение к терактам. Было решено провести серию обысков.

Опергруппе пришлось столкнуться с противодействием правящей верхушки в Армении, отказывающейся верить, что у них в республике действует диверсионно-террористическая группа.
При обысках нашли компоненты для изготовления бомб и вышли на руководителя группы – Степана Затикяна, создателя нелегальной Национальной объединенной партии Армении. Судя по содержанию сохранившейся видеозаписи последнего слова Затикяна на суде, он и его подельники хотели таким способом мстить «жидороссийской империи».
Всех троих в 1979 году расстреляли по приговору суда.

Если советские официальные СМИ упоминали о трагедии вскользь, то самиздат и западная пресса обсуждали теракт очень активно. Член подпольной антикоммунистической организации ВСХОН Лев Бородин опубликовал заявление о том, что обвинение советских диссидентов в участии в этом теракте (на Западе вышла подобная публикация) – это провокация.

В свою очередь, 17 января 1977 года публично заявил о провокации (со стороны «репрессивных органов») и самый известный советский диссидент Дмитрий Сахаров – он написал, что «не может избавиться от ощущения [что взрывы – дело рук «силовиков»]».
Сахарова вызвали в Генпрокуратуру и потребовали прекратить распространять клеветнические утверждения. Предложенный документ академик подписывать отказался.

Спустя 9 дней ТАСС опубликовал заметку «Клеветник предупрежден», а в феврале официальную позицию по поводу выступления Д. Сахарова озвучило издание «Нью-Йорк Таймс». Суть ее сводилась к тому, что диссиденты в очередной раз льют воду на мельницу мирового империализма, чтобы очернить СССР.

Николай Сыромятников


источник

Tags: история, преступления, терроризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments