Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Русские пейзажи Федора Васильева. Что можно успеть за 23 года жизни



Как часто судьба бывает несправедлива и жестока к талантливым людям. Отмеряет им совсем короткую, наполненную страданиями и испытаниями, жизнь. И тем ничего не остается, как до изнеможения работать, чтобы успеть заявить о себе миру. В истории русской живописи таковым был художник Федор Васильев, жизнь которого сравнивают с падающей звездой, ярко вспыхнувшей на небосклоне и стремительно погасшей. Слава пришла к нему в 21, а в 23 его не стало.


Русский живописец Федор Васильев.
Русский живописец Федор Васильев.

Да, жизненный путь художника был действительно очень короток, но несоизмеримо меньше отведено ему было на творчество - всего пять лет. Однако его творческое наследие, а написал Васильев около 100 изумительных пейзажей, до сих пор заставляет восхищаться его проникновенностью и глубиной. Художник сумел найти и воплотить в свои произведения пейзажного жанра собственное направление — лирико-поэтическое.



И если бы не коварная судьба-злодейка, Федор Васильев, имея подлинный талант живописца, мог достичь недосягаемых вершин. Ибо за столь короткий срок, когда иные только постигают азы живописи, он успел написать произведения, вошедшие в золотой фонд российского искусства, оставив в нем после себя неизгладимый след.

Искусствоведы предполагают, что проживи Васильев дольше отпущенных ему двадцати трех лет, имя Федора Александровича, несомненно, было бы в ряду самых знаменитых русских мастеров пейзажа. А некоторых из них он, со своим исключительным талантом, и вовсе мог бы и затмить.

«Портрет Ñудожника Ф. А. Васильева». (1871 год). Автор: И. Н. Крамской.
«Портрет художника Ф. А. Васильева». (1871 год). Автор: И. Н. Крамской.

Маленький Федя родился в 1850 году в небольшом городке Гатчина, что под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. А так как его родители были не венчаны, то он был внебрачным сыном и не имел права на отчество. Этот факт всю жизнь будет угнетать художника.

Перед дождем. Автор: Федор Васильев.
Перед дождем. Автор: Федор Васильев.

Дар живописца у Федора проявился очень рано, еще малолетним пацаненком он со знанием дела перерисовывал картинки из журналов, которые ему нравились. А к десяти годам он довольно умело рисовал мелом и писал масляными красками. Имел мальчик наклонности и к музыке. Так, на бесплатное обучение в гимназию Федор попал благодаря своему звонкому детскому голосу. Мальчик превосходно пел в церковном хоре и так как денег на гимназию у семьи не было, он поощрен был бесплатным обучением.

 «Волжские лагуны». Автор: Федор Васильев.
«Волжские лагуны». Автор: Федор Васильев.

Семья его очень бедствовала. Отец много пил, а то, что не пропивал - проигрывал в карты. Чтобы как-нибудь помочь матери, на каникулах за один рубль в месяц помогал почтальону разносить почту. Чуть позже 12-летний Федор устроился помощником писца в Адмиралтейство. А с 13-ти лет он нанимается работать на почтамт — разбирать корреспонденцию и выполнять другую мелкую работу. В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Федор становится главным кормильцем семьи.

«Вид на Волге. Барки». (1870 год). Автор: Федор Васильев.
«Вид на Волге. Барки». (1870 год). Автор: Федор Васильев.

Очень быстро осознав, что именно живопись его призвание, Федор начал посещать по вечерам классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств и параллельно устраивается помощником к реставратору Соколову — одному из лучших в Петербурге. Целеустремлённость юного Васильева была феноменальна - он четко знал, чего хотел от жизни.

В 16 лет Васильев знакомится с известными русскими художниками — Иваном Шишкиным и Иваном Крамским. Шишкин в скором времени женится на сестре Васильева - Евгении, а Крамской останется на всю жизнь его близким и верным другом, невзирая на разницу в возрасте.

«Мокрый луг». (1872 год). Автор: Федор Васильев. /Самая знаменитая картина Ñудожника/.
«Мокрый луг». (1872 год). Автор: Федор Васильев. /Самая знаменитая картина художника/.

А еще юному художнику посчастливилось попасть под опеку к графу Павлу Сергеевичу Строганову — крупному меценату, играющему в художественной жизни столицы значительную роль. Именно он стал первым покупателем картин, а со временем и опекуном 17-летнего самородка. Строганов снабжал его материалами для работы, предоставлял в полное распоряжение коляску для выездов на пленэр и приглашал подолгу гостить в своих имениях в провинциях России и Малороссии.

Благодаря графу, Васильев приобретёт и светский лоск, и манеры аристократа. «Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови», - из воспоминаний Крамского.

Автор: Федор Васильев.
Автор: Федор Васильев.

Попытается Васильев завести дружбу и с 26-летним Ильей Репиным. Хотя тот сторонился молодого самоуверенного юнца и безмерно удивлялся, глядя на него:

"...нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?! ... ведь говорят, он беден, этот Васильев, а вечно надушен, идеально подстрижен и одет как самый заправский франт — в цилиндре, дорогом сюртуке, лайковых перчатках. Нигде толком не учился — а вот уже бранит почем зря Академию и её порядки, говорит, они нелепы, смешны и уж лет тридцать как устарели. Языков не знает и за границею не бывал — а так кстати умеет вклеить в разговор французское или немецкое смешное словечко или латинский учёный термин, что просто диву даёшься. И музыке, сам рассказывает, специально не обучался, инструмента дома не имеет — а сядет за рояль, да и сыграет что-нибудь из Бетховена. Удивительный субъект! "

 «Перед грозой». (1869 год). Автор: Федор Васильев.
«Перед грозой». (1869 год). Автор: Федор Васильев.


А под видом этой напускной развязности и франтовства Федор Васильев стремится вырваться из обречённого и замкнутого жизненного круга, к которому был приговорён самим фактом своего рождения. Всю свою короткую, но насыщенную событиями жизнь художник будет отчаянно бороться с комплексом, связанным с его происхождением.

После грозы. Автор: Федор Васильев.
После грозы. Автор: Федор Васильев.

Васильев, будучи практически самоучкой, работал очень много, при этом спал мало. За незаурядный талант был признан любителями искусства сразу же, и его живопись мгновенно раскупалась. Он за пару лет стал любимцем аристократов и богемы Санкт-Петербурга. Безмерно удивляло его современников то, как много картин при таком активном образе жизни он сумел создать и как далеко продвинуться, при том при всем еще и успевать повсюду: в театр, на бал, на каток, где был постоянным посетителем.

«Оттепель». (1871 год). Автор: Федор Васильев.
«Оттепель». (1871 год). Автор: Федор Васильев.

В 1871-м году на конкурсе Общества поощрения художников Васильев со своим полотном «Оттепель» обскакал самого Алексея Саврасова. Работа, получив первую премию, имела феноменальный успех. А копию с этого произведения для себя заказал сам наследник престола, будущий император Александр III.

А год спустя Академия художеств отправляет «Оттепель» на Всемирную выставку в Лондон — и там доморощенного живописца снова ждет ошеломительный успех и слава.

Летний жаркий день. (1869 год). Автор: Федор Васильев.
Летний жаркий день. (1869 год). Автор: Федор Васильев.

В 21 год - такой триумф! Многим казалось, что очень ранний и незаслуженный, но лишь самые близкие друзья и родные знали, как упорно шел к своей цели Федор, не отступая ни на шаг, какой ценой ему это все далось.

Однажды бесшабашность Васильева сыграла с ним злую шутку. Катаясь на катке, разгоряченный юноша наелся снега. И этот необдуманный поступок обернулся для художника вначале лихорадкой, а позже врачи начали высказывать свое подозрение на чахотку. А когда диагноз подтвердился - настоятельно начали рекомендовать, чтобы молодой человек немедля покинул Петербург и перебрался на юг, к солнцу.

Автор: Федор Васильев.
Автор: Федор Васильев.

Однако Васильев отнесся к настоятельным рекомендациям докторов и мольбам матери по-детски легкомысленно. Немного оправившись от болезни, он отправляется с другом в Финляндию «перекрикивать Иматру» — в то время было такое популярное развлечение у молодежи. Став по обе стороны у обледеневшего подножия водопада, молодые люди азартно перекликались до хрипоты и боли в связках, пытаясь перекричать грохочущую Иматру. Эта поездка для художника оказалась роковой. По приезду ему стало совсем худо и доктора подтвердили диагноз: туберкулёз горла. И Васильев немедля выезжает в Крым с матерью и меньшим братом Романом.

Тополя. (1870год). Автор: Федор Васильев.
Тополя. (1870год). Автор: Федор Васильев.

Яркий солнечный Крым совершенно не понравился художнику, он тосковал по дорогому сердцу городу и его скупой природе. Некоторое время он даже писал по памяти пейзажи северной России. Но свыкнувшись, начал выходить на пленэр и писать удивительную природу полуострова.

В последний год жизни, предчувствуя близкий конец, начинает работать много и безудержно. Васильев почти перестает спать ночами, забываясь в работе, она одна помогает не думать о смерти. В то, что живописец выздоровеет, не верит уже никто и он сам, в том числе.

Прибой волн. (1873 год). Автор: Федор Васильев.
Прибой волн. (1873 год). Автор: Федор Васильев.

Бывали периоды, когда врачи ограничивали художника в передвижениях. Ему не разрешали не то, что выходить из дому, а даже переходить из одной комнаты в другую. А последних полгода жизни врачи запретили Федору Александровичу даже говорить, чтобы не утруждать горло. Он вынужден был общаться при помощи «разговорных тетрадей».

«В ÐšÑ€Ñ‹Ð¼ÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñ€Ð°Ñ». (1873 год). /Последняя работа мастера/. Автор: Федор Васильев.
«В Крымских горах». (1873 год). /Последняя работа мастера/. Автор: Федор Васильев.

Умер Федор Васильев в 1873 году, и был похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.
Товарищи художника устроили его посмертную выставку в Петербурге. Удивительным было то, что все готовящиеся к экспозиции работы, включая альбомы с эскизами и зарисовками, были раскуплены еще до ее официального открытия. Лишь только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 полотен. А императрица Мария Александровна приобрела несколько альбомов. Даже незаконченные полотна были раскуплены.


источник

Tags: Живопись, жизнь, судьба, художники
Subscribe
promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 687
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments