Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

"Роковая ошибка" Как в 1943 году советские летчики перепутали города



3-й истребительный авиакорпус был сформирован в конце декабря 1942 года. Такие формирования в Красной Армии создавались в тот период специально для завоевания господства в воздухе. Большое количество истребителей (их в корпусе было две сотни), собранных вместе, обеспечивало значительный численный перевес в авиации на участке фронта.

Корпус был укомплектован новыми истребителями Як-9 и Як-1Б. Пилоты носили звания старших сержантов, так как готовились по ускоренному курсу, почти весь летный состав был прямо из училищ. Командный состав был в основном из летчиков с Дальнего Востока, некоторые начали летать еще до войны, но в боях до этого не участвовали.


К весне авиакорпус был перебазирован под Воронеж, где должен был начать боевую работу. Но этому помешала ситуация на южном участке фронта. После того как немцы отступили с Кавказа, их 17-я армия сохранила плацдарм на Таманском полуострове. Попытки выбить врага не увенчались успехом. Снабжали 17-ю армию морем, через Керченский пролив и с воздуха — транспортной авиацией. Для поддержки сухопутных войск командование люфтваффе использовало значительные силы: на аэродромах Крыма и частично Тамани был сосредоточен 1-й авиационный корпус, поддержку оказывали также бомбардировщики, расположенные в Донбассе.

Советское командование приняло решение подавить немецкую авиацию, и это привело к одному из самых известных воздушных сражений Второй мировой войны. Силы собирались отовсюду, 3-й авиакорпус, который базировался недалеко, было решено перебросить в район Ростова-на-Дону. Двести истребителей были очень кстати, тем более, что это создавало решающий перевес в воздухе.

Времени на изучение маршрута у летчиков-истребителей не было, и каждая эскадрилья просто должна была следовать за самолетом-лидером, штурман которого должен был хорошо знать маршрут. В качестве лидеров выступали бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса. К сожалению, выучка штурманов этого корпуса оставляла желать лучшего.

Уже были случаи, когда самолеты корпуса возвращались, не найдя целей, не отбомбившись, или выходили не на ту цель и даже бомбили свои войска. И хотя командование корпуса обещало выделить лучшие экипажи, но реально направили тех, кто был менее всего нужен в боевой работе. Среди выделенных штурманов были даже стажеры.

17 апреля, на второй день перелетов, случилась трагедия. Три группы истребителей вместо Ростова прилетели в Чертково, сильно не дотянув до аэродрома в Миллерово, которое были целью полета. Еще одна эскадрилья попала в станицу Вешенскую, что совсем в другой стороне. Одна эскадрилья добралась до Ростова-на-Дону, но исключительно благодаря сноровке пилотов истребителей, так как экипаж указывающего путь Пе-2 заблудился и завел всю группу на территорию, занятую немцами.

При посадке было повреждено несколько истребителей и один Пе-2, но это было не столь страшно. Обошлось без жертв и позже самолеты все-таки смогли добраться до нужного аэродрома.

Эскадрилья, которой командовал капитан Егоров, следовала за своим лидером. Погода в тот день была хорошая, видимость в пределах нормы. Но экипаж «пешки» умудрился завести всю группу в Таганрог. Как уверяют летчики, перепутать Таганрог и Ростов с воздуха невозможно. Тем не менее эскадрилья стала заходить на посадку на таганрогский аэродром.

Немецких самолетов в то время на нем не было. Сами немцы никак не ожидали такого и сначала растерялись. Но после немецкие зенитчики открыли огонь и сбили три истребителя. Советские пилоты поняли, что они ошиблись и стали уходить. В результате лидер Пе-2 и четыре истребителя Як-1Б смогли вернуться на свою территорию и благополучно сели. Но три советских истребителя во главе с командиром эскадрильи успели совершить посадку.

После того как советские самолеты остановились, к ним бросились немецкие солдаты. Командир эскадрильи, капитан Егоров, выбрался из самолета и стал отстреливаться из пистолета, но был убит. Еще один летчик, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Единархов, погиб в самолете, который немцы стали обстреливать и подожгли. Старший сержант Горбачев был взят в плен. Он перешел на службу немцев и служил в так называемой авиации Русской Освободительной Армии (запрещена в РФ) Власова. Погиб в авиакатастрофе.

В плен попал тогда и еще один советский летчик, старший сержант Добытеев. Его самолет был сбит над летным полем, но он смог выброситься с парашютом. Сутки прятался от немцев, и все же был схвачен. В 1945 году освобожден из концлагеря.

Пилоты двух других истребителей, которые были подбиты немецкими зенитками, старшие сержанты Богатырев и Грабельников погибли, сгорев вместе со своими машинами. Как оказалось, был еще один погибший. В самолете Грабельникова в заднем отсеке во время перелета находился механик, техник-лейтенант Кондрахин.

Немцам достался исправным новейший советский истребитель Як-1Б. Когда об этом стало известно, была отправлена четверка «Аэрокобр» под командованием А. И. Покрышкина с приказом найти и уничтожить самолет. Но обнаружить захваченный Як не удалось. Пилота и штурмана Пе-2, действия которых привели к трагедии, отдали под трибунал.

Немцы оценили мужество советских летчиков и похоронили капитана Алексея Егорова и старшего лейтенанта Ивана Единархова на городском кладбище с воинскими почестями. Их могилу и сейчас можно найти на старом кладбище Таганрога.

Кирилл Шишкин

источник

Tags: авиация, война, история
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment