Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

"Честная драка" Что это означало у русских



У представителей многих национальностей в мире существуют сложившиеся веками правила решения конфликтов и представления о правилах поединка. В частности, у многих народов России честной считается только такая драка, в которой противники встречаются один на один.


Эти представления уходят корнями в древний обычай судебного поединка — одновременно и правового, и, в своем роде, религиозного инструмента. Как и в случае проведения так называемых ордалий (испытаний каленым железом или водой), в судебной схватке, согласно древним представлениям, верх одержит тот, на чьей стороне Бог (или боги) и правда. И бой всегда должен был быть равным – не только один на один, но и здоровый против здорового (если один из бойцов был инвалидом, за него «в поле» мог выйти наемник). Биться на поединке могли даже женщины.

И хотя под давлением церкви судебные поединки в России были отменены в 1556 г., представления о правилах честной драки сохранились у русских до сих пор. Традиционные кулачные бои один на один тоже не давали их забыть (кстати, отсюда идут и другие дожившие до сего дня этические нормы драки – лежачего не бьют, не бить со спины, в пах, договариваться о неиспользовании оружия). Позже русские дворяне легко восприняли правила честной дуэли у европейцев, тоже происходившей исключительно один на один.

Правила боя один на один существуют у многих народов России. В такую же глубокую древность уходят они у касогов (адыгов). В 1022 г. адыгский князь Редедя дрался так с черниговским князем Мстиславом Храбрым. Это было обычным делом – князья дрались перед битвой, а результат должен был показать, на чей стороне Бог и кто выйдет победителем. Так как Мстислав Редедю убил, войско его не стало драться с черниговцами.

Помимо адыгов, только один на один считается правильным драться и у других южан, в том числе, конечно, у чеченцев. Чеченская дуэль издавна проводится по многим правилам: обязательно дерутся равные друг другу, в присутствии свидетелей и заранее договорившись о том, что кровной мести в случае гибели одного из бойцов не последует. Кроме того, оружие воинов (обычно у чеченцев использовался кинжал) должно быть в чистоте, чтобы мелкие порезы не заразили и не убили потом раненого инфекцией.

После честного боя, показывающего смелость и убежденность в своей правоте каждого участника, считалось правильным, чтобы враги приняли его результат и помирились. Конечно же, вступление в бой еще одного человека на стороне какого-либо бойца считалось жутким бесчестьем.

Поединки один на один проводили и ингуши: дрались, используя приемы национального боевого искусства «шод сан лат» (что значит «как бьющий хлыст»). Так же дрались татары, башкиры и чуваши (их боевое искусство «куреш» особое: противники борются на поясах), дагестанцы и якуты (якутская борьба называется «хапсагай», то есть «ловкий»). Причем у якутов окруженные зрителями враги дрались иногда по несколько часов или даже весь день, если спор был для них особенно важен. И никто не имел права вмешаться в эту схватку.

Российская империя и СССР боролись с традициями поединков, принуждая решать все конфликты с помощью писаного права и государственных институтов, однако народная память прекрасно хранит все их правила. А в последние два-три десятилетия национальные боевые искусства и традиции (тот же русский кулачный бой, запрещенный еще императором Николаем I) постепенно возрождаются и набирают популярность.

Константин Дмитриев

источник

Tags: история, поединок
Subscribe
promo astori_18 june 19, 2022 00:45 683
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments