Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Истории из практики доктора Сакса, который превратил медицину в литературу

Почему люди без психических проблем выглядят сумасшедшими: Удивительные истории из практики Оливера Сакса. Кадр из фильм *Пробуждение*
Кадр из фильм *Пробуждение*

Оливер Сакс — удивительный человек, который сумел превратить медицину в литературу. Казалось бы, что такого — но это намного повысило осведомлённость широкой публики о неврологических нарушениях, и отношение в обществе к людям с проблемами здоровья стало намного адекватнее.

Кроме того, его обширная практика содержала случаи, каждый из которых можно было бы превратить в киноисторию (и один превратили!) — настолько они потрясают воображение.


Доктор, который не различал лиц

Надо сказать, что неврологическое нарушение было и у самого Оливера Сакса — не это ли подтолкнуло его к изучению того, как интересно порой работает мозг? Доктор страдал прозопагнозией — неспособностью распознавать человеческие лица. Это значит, что узнать человека в лицо он мог, только последовательно сравнив в уме форму носа, глаз, рта по отдельности со своим внутренним каталогом носов, глаз и ртов. Эта проблема не мешала ему воспринимать каждого пациента как отдельную личность; напротив, в своих пациентах он видел, прежде всего, людей и горячо интересовался, как болезни влияют на качество их жизни, личную историю, чувства, которые они испытывают.

Родился Оливер Сакс в Британии, в семье врачей. Оба его родители были еврейскими мигрантами из Российской Империи. Хотя Сакс не чувствовал себя хоть сколько-то россиянином, он поддерживал связь с родиной предков — переписывался с советским нейропсихологом Александром Лурией, читал труды гения из Беларуси Льва Выготского, постоянно ссылался в своих книгах на их работы.

Робби Уильямс в роли Оливера Сакса в фильме *Пробуждение*.
Робби Уильямс в роли Оливера Сакса в фильме *Пробуждение*.

С 1960 года Сакс жил в США. Именно от Сакса широкая публика узнала о художнике с расстройством аутического спектра Стивене Уилтшере, темнокожем британце, который рисует ручкой точнейшие панорамы городов — для этого он облетает их на вертолёте. Сейчас Стивен — один из самых известных современных художников Британии, и он охотно позирует репортёрам. А когда-то Уилтшер казался неконтактным, и никто не ожидал, что он сможет говорить, пока в восемь лет мальчик не сказал: «Бумага». У него отобрали канцелярские принадлежности, и он попросил их этим словом назад! Позже он смог разговаривать и фразами.

Профессор пения, который путал людей с предметами

Бывший известный певец, обозначенный Саксом буквой П., стал профессором вокала и снискал на новой работе уважение. Но со временем с ним стало происходить что-то странное. Он перестал узнавать людей в лицо — хотя отлично узнавал по голосу. Это Саксу было знакомо, но профессор не просто не различал лиц — он видел лица у предметов. Он принимал пожарный гидрант за ребёнка, разговаривал с круглыми дверными ручками; притом профессор не был безумен. Речи его всегда были трезвы, вёл он себя — если не считать попытки ласково улыбаться счётчикам на автозаправке — адекватно, предмет вёл отлично.

Однажды профессор решил провериться у офтальмолога. Выяснилось, что и зрение у него в полном порядке… Но офтальмолога насторожила такая путаница в зрительных образах, и он отправил П. к неврологу. Профессора принял Сакс. Доктор долго обследовал певца и был сильно озадачен, особенно тем, как тот описал фотографии из глянцевого журнала. Наконец, доктор и пациент попрощались, и пациент попытался надеть шляпу. Только при этом он схватил за голову свою жену и потянул её вверх.

Оливер Сакс.
Оливер Сакс.

В следующий раз Сакс и певец встретились дома у пациента. Певец смог опознать игральные карты, геометрические фигуры — но вот доктор протянул ему розу, и пациент оказался озадачен. Он описал её по частям, но никак не мог угадать, что это за предмет… То же произошло и с перчаткой. Стало ясно, что пациент с большим трудом различает предметы.

Как же он справлялся с бытом? Оказывается, его жена давно клала все вещи на одни и те же места, и профессор выполнял всю нужную рутину, исключительно напевая себе под нос. Без песни он переставал узнавать что либо и терял нить своих действий. Сакс понял, что не может помочь певцу, и рекомендовал ему ввести как можно больше музыки в свою жизнь. Похоже, отдел мозга, связанный с музыкой, взял на себя управление, когда пострадал по какой-то причине отдел мозга, связанный с распознаванием образов. Образы больше не активировали память — это за них делали песни.

Позже, серьёзно повредив собственную ногу, Сакс обнаружил, что его мозг теперь отказывается её воспринимать как существующую: Сакс не мог не только двинуть ногой или почувствовать прикосновение к ней, но и чувствовал себя так, словно у его тела всегда была одна нога, а вторая — посторонний предмет. Ему удалось заставить снова себя ходить, используя музыку: она включила двигательную память. После того, как Сакс таким образом вернул себе часть контроля над ногой, постепенно он вернул и её чувствительность, а также — память тела о том, что нога была (и есть!).

Кадр из фильма *Поющие под дождём*.
Кадр из фильма *Поющие под дождём*

Слепота бывает ещё страннее!

Часть историй из практики Сакса связаны с очень странными видами слепоты. Например, для одной женщины из клиники, где он работал, исчезла правая сторона. Она красила только левую половину лица и съедала еду только с левой стороны тарелки. Ей пытались объяснить, что происходит, но для её мозга вовсе перестало существовать всё правое, и она только напугалась. В конце концов, объяснения ей пригодились только одним способом: она стала, съев всё, что видит, поворачивать тарелку и есть дальше, до тех пор, пока, сколько она ни поворачивала, еды уже не находилось. Что касается макияжа, он по-прежнему украшал только левую часть её лица, и предметов на столе справа от неё никогда для неё не было.

Другой пациент Сакса был художником-абстракционистом, внезапно утратившим способность видеть цвета. К его мучению, он не просто стал видеть мир в преимущественно серой гамме — все не серые и не чёрные на самом деле цвета он воспринимал как нечто грязное, неприятное, раздражающее (и одновременно всё ещё серое или чёрное). Ему пришлось по-особенному обустроить свою студию так, чтобы его не окружало ничего «грязного» цвета, и научиться писать чёрно-белые абстрактные картины (что непросто, поскольку большая часть впечатления в абстракционизме создаётся подбором цветов).


источник

Tags: здоровье, интересно
Subscribe
promo astori_18 june 19, 2022 00:45 683
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments