Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

«Донской Роден». Почему друг Шолохова во время войны ушёл с немцами



О русских эмигрантах, которые уехали сразу после революции, сегодня вспоминают часто, чего нельзя сказать об эмиграции второй волны. Между тем, среди тех, кто покинул родину во время Великой Отечественной войны, было немало выдающихся личностей.

Один из них – гениальный художник-казак Сергей Корольков, первый иллюстратор эпопеи «Тихий Дон».


Сергей Корольков родился в 1905 году в станице Константиновской на Дону. С детства он отлично знал казачий быт. Уникальной способностью Королькова была цепкая зрительная память. Однажды увиденное он сохранял в сознании, как на фотоплёнке, перенося впоследствии в свои картины и скульптуры.

С 15 лет юноша работал в рыбацкой артели, а в свободное время рисовал и лепил из глины. Работы талантливого самоучки с хутора Шмат заметили ростовские художники, которые пригласили Королькова посещать занятия в художественной школе. До Ростова молодой казак шёл пешком по льду реки – настолько велико было его желание учиться.

На рисунки Королькова из истории донской вольницы обратил внимание Максим Горький. Именно с его подачи в 1932 году Корольков создал иллюстрации к шолоховскому «Тихому Дону». Художественный уровень этих иллюстраций, по мнению специалистов, так и не был превзойдён, хотя впоследствии они не издавались – изображённая казачья жизнь слишком отличалась от того, во что превратились станицы при советской власти. Сам Михаил Шолохов подружился с художником.

Что касается скульптурных работ мастера, то за них Королькова прозвали «донским Роденом», хотя его манера сильно отличалась от роденовской. До сегодняшнего дня сохранились созданные Корольковым горельефы фасада драматического театра в Ростове-на-Дону (композиции «Железный поток» и «Гибель Вандеи»).

Когда в 1942 году Ростов заняли немцы, Сергей Корольков согласился сотрудничать с казаками-коллаборационистами. В частности, он рисовал иллюстрации для ростовской газеты «Прямой наводкой», выходившей в период оккупации. Во многом политические взгляды Королькова были связаны с историей его семьи, жизнь которой была разрушена Гражданской войной. Ещё в 1933 году, будучи арестован ОГПУ, художник честно признавался:

«Советскую власть я рассматриваю как неприемлемую для народа, и в первую очередь для себя, власть. Особенно возмущала меня политика правительства по коллективизации».

Понимая, что после возвращения Красной Армии заступничество Шолохова его уже не спасёт (как в 30-е годы), Сергей Корольков ушёл на Запад вместе с отступающим вермахтом. В 1944 году картины Королькова, в т.ч. написанные им сюжеты на тему советских лагерей, выставлялись в оккупированном фашистами Львове.

Есть легенда, что художник-казак даже создал портрет Гитлера, который немцы поместили на почтовой марке, однако эта версия оспаривается биографом Королькова Владиславом Смирновым. Зато точно известно, что Корольков волновался за судьбу казачества. Он является автором выдающегося полотна «Выдача казаков в Лиенце», посвящённого событиям 1945 года. Сам Корольков принудительной репатриации избежал – с помощью родственников он уехал из австрийского лагеря для перемещённых лиц в США.

В Америке жизнь художника складывалась непросто. В Ростове-на-Дону популярна версия, что Корольков был якобы выбран президентом «Ассоциации скульпторов США». Однако это не соответствует действительности. Эмигрант так и не сумел выучить английский язык, из-за чего его продвижение в профессиональном сообществе было затруднено.

Тем не менее, некоторые его работы всё же оказались востребованы. Например, Информационное агентство США заказало Королькову серию антисоветских карикатур. А в журнале Life донской художник проиллюстрировал рассказ о восстании узников ГУЛАГа.

До конца своих дней Корольков занимал радикально антисоветскую позицию. Когда министерство культуры СССР устроило в США выставку, на которой были в т.ч. и работы Королькова, Сергей Григорьевич решил не покупать на неё билет, чтобы не финансировать «советские авантюры». Скончался художник в 1967 году в Нью-Йорке.

Тимур Сагдиев


источник


Tags: история, эмиграция
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment