В конце XIX века люди без фотошопа создавали жуткие фотографии. Писк моды — безголовые портреты и спиритические снимки. Стоили подобные работы дорого. Однако даже высокая цена людей не останавливала.
Не все относились к безголовым снимкам положительно. Некоторые считали их чем-то «чёрным» и потусторонним. Возможно, именно по этой причине самые смелые портреты обросли пугающими легендами.
Ужасный фотомонтаж
Пожалуй, самая скандальная работа в этом стиле — «Фотография семьи Баркли». На снимке мальчик и девочка стоят с обезглавленным телом матери. У дочери миссис Баркли в руках топор. Согласно легенде, дети таким жестоким образом подготовились к Хеллоуину в 1890 году.
Фото оказалось подделкой. Причём вовсе не из XIX века. Снимок изготовили в 2006 году. Автор взял реально существующее фото и изменил его. Но вот, что интересно: в доме Баркли в конце XIX века действительно произошла трагедия. Хозяйку семейства нашли мёртвой. Дети исчезли. Поэтому снимок сначала и приняли за подлинник.
Голова святого Иоанна Крестителя
Не все безголовые снимки были столь ужасными. В конце XIX века фотографии с головами, отделёнными от тела, были крайне популярны. Художники как могли завлекали публику. Иногда давили на любопытство, иногда пугали клиентов. Типичное объявление фотографа запоминалось с первого взгляда:
Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!
Первую безголовую фотографию сделал Оскар Рейландер. Снимок задумывался как провокационное произведение искусства. Художник хотел изобразить голову Иоанна Крестителя на блюде отдельно от тела. Он даже нашёл модель. Однако уговаривать незнакомого мужчину, который так подошёл по типажу, пришлось несколько лет.
Жертвы портретов викторианской эпохи
В 1881 году журнал Scientific American опубликовал странную и, вместе с тем, неприятную фотографию. На снимке стоял мул, но без головы. Сначала изображение восприняли как подделку в стиле безголовых портретов. Однако фото было подлинным.
За несколько лет до этого Чарльз Беннет открыл фирму, продающую фотооборудование. Молодой человек поставил себе цель: во что бы то ни стало уменьшить выдержку фотокамер. Такой прорыв открывал простор для спецэффектов. Другому мастеру — Ричарду Мэддоксу пришла в голову мысль заменить коллоидную смесь желатином. Беннет усовершенствовал состав. И подтвердил прорыв жутким опытом.
Беннет прикрепил связку динамита к голове мула. Фотоаппарат зафиксировал рядом на штативе. В момент, когда раздался взрыв, устройство щёлкнуло. На снимке животное изображено без головы, но ещё стоящим на ногах. Это доказывало эффективность состава Беннета. Молодой фотограф запатентовал технологию, и она широко использовалась для создания жутких, но модных безголовых снимков.
Последний писк моды
Иоанн Креститель Райленда вдохновил других фотографов. Секрет портретов разгадали быстро. Для получения экстравагантного снимка комбинировалось несколько негативов. Фотохудожники часами просиживали в лабораториях, совмещая ленты. Однако усилия окупались. Портреты пользовались огромным спросом и стоили дорого.
Особенный интерес у публики вызывали несколько сюжетов. Среди них — фото «жертвы» с орудием убийства в руках. Часто люди несли головы на блюде или держали за волосы. Ради наживы будущие фотохудожники бросали престижные профессии. Помимо безголовых портретов, прибыль в викторианскую эпоху приносили спиритические снимки. Клиенты отдавали бешеные деньги за снимки, «ловившие» изображения духов.
В Америке традиционные английские «безголовые портреты» перестали быть статичными. Люди изображались в движении. На фотографиях разыгрывались настоящие сценки. Главные герои — люди без головы.
источник
Journal information