Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Что стало с первым советским разведчиком-предателем



Советский разведчик Георгий Агабеков был первым из нелегалов, который после бегства из СССР обнародовал сведения о «кухне» сталинского ОГПУ за границей, опубликовав книги «ЧК за работой» и «ГПУ. Записки чекиста».

В статусе невозвращенца Агабеков пробыл всего несколько лет, пока за него всерьез не взялись бывшие коллеги из НКВД.


По данным межрегионального общественного фонда содействия стратегической безопасности (ФССБ), армянин Георгий Агабеков (Арутюнов, Нерсес Овсепян), родился в семье ашхабадского кузнеца-кустаря. Учился в гимназии, воевал на Первой мировой, закончил школу прапорщиков. Хорошо знал турецкий язык, после войны служил переводчиком. С 1918 года в Красной Армии, воевал с Колчаком, в 1920 году вступил в партию и был назначен командиром батальона.

Кандидат юридических наук Алексей Шавров, автор предисловия к книге Георгия Агабекова «ЧК за работой», пишет, что в Чрезвычайную комиссию будущего предателя направил екатеринбургский губком партии. Вскоре Агабекова, знающего несколько языков, перевели в Среднюю Азию. Разведчик участвовал в операции по свержению эмира Бухары. Впоследствии его назначили начальником отделения по борьбе со шпионажем и контрабандой бухарского республиканского ОГПУ, а потом и руководителем отдела контрразведки.

С 1924 года Георгий Агабеков – сотрудник Иностранного отдела ОГПУ, его командируют в столицу Афганистана. Спустя два года разведчик, по документам – инспектор торгпредства, приезжает в Персию в качестве резидента Иностранного отдела. В этих двух странах, подтверждает ФССБ, резидент Агабеков провел несколько успешных операций по вербовке представителей русской эмиграции, среди которых были генерал и полковник царской армии.

В 1928 году Агабекова отзывают в Москву, где назначают начальником сектора Иностранного отдела по Среднему и Ближнему Востоку. Спустя полтора года разведчика (теперь по легенде он уже армянский коммерсант Нерсес Овсепян) направили в Турцию на замену Якова Блюмкина, которого к тому времени арестовали и расстреляли по обвинению в связях с Троцким.

Почему он сбежал

Известный разведчик и историк советских спецслужб Павел Судоплатов выдвигает две версии причины предательства Агабекова. Первая – страсть к 20-летней англичанке Изабел Стритер, которая оказалась дочерью британского резидента в Стамбуле. Вторая версия – Агабеков был близок к Блюмкину, и всерьез опасался, что его постигнет та же участь, что и бывшего стамбульского резидента ОГПУ.

И что делал заграницей

По информации ФССБ, Агабеков предложил свои услуги британской разведке в январе 1930 года, но заинтересовались им только в мае. Однако одержимый страстью предатель через месяц отправился вслед за своей возлюбленной Изабел Стритер во Францию, и только в Париже публично заявил в эмигрантских и французских газетах о том, что порывает с ОГПУ.

Судоплатов пишет в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930 –1950 годы» о прозябании невозвращенца, Агабеков был стеснен в средствах, и во многом этим обстоятельством объяснялась его тяга к писательству – предатель не столько хотел раскрыть тайны советских спецслужб, сколько стремился заработать на раскрытии секретов.

Публикация первой же книги «ОГПУ: русский секретный террор» (обе его книги выдержали несколько редакций и переизданий) нанесла колоссальный урон советской резидентуре за рубежом и спровоцировала серьезные внешнеполитические осложнения между СССР и Ираном: в этой стране арестовали свыше 400 человек, нескольких из них расстреляли, а более 20 получили различные сроки тюремного заключения. В итоге Иран временно заморозил отношения с Советским Союзом, иранскую компартию запретили и она работала в подполье до 1941 года.

В конце лета 1931 года Франция, чтобы не ссориться с СССР, выслала Агабекова из страны. Перебежчик обосновался в Брюсселе, немедленно занявшись «прощупыванием почвы» для работы на иностранные разведки (он с этой целью одновременно контактировал со спецслужбами 7 стран). В Москве приняли решение устранить потенциально опасного невозвращенца. Первая попытка, предпринятая в том же году, успехом не увенчалась. Не вышло и выкрасть его в 1934 году.

Нож – чемодан – река

Павел Судоплатов в своей книге «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930 –1950 годы» описывает нейтрализацию Агабекова в 1937 году. Сотрудники Иностранного отдела (тогда уже НКВД) заманили предателя на парижскую явочную квартиру. Для этого придумали легенду о вывозе драгоценностей, в этой операции якобы должен был участвовать остро нуждающийся в деньгах Агабеков.

В акции по убийству перебежчика принимал участие будущий начальник нелегальной разведки МГБ СССР Александр Коротков. Зарезал предателя турок, агент советской разведки. Труп Агабекова затолкали в чемодан и выбросили в Сену. По утверждению Судоплатова, тело потом так никто и не нашел.

Николай Сыромятников


источник

Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2025 00:45 695
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments