Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Арно Брекер. Любимый скульптор Гитлера

Арно Брекер за работой.
Арно Брекер за работой.

Арно Брекер дружил с самыми известными художниками-модернистами, увлекался Ренессансом, прославился как главный скульптор нацистской Германии и спас жизнь Пабло Пикассо.

Любимый скульптор Гитлера, обласканный властью, после войны он избежал судьбы своих заказчиков и, по слухам, едва не отправился работать в Советский Союз…


Арно Брекер и его творения.
Арно Брекер и его творения.

Арно Брекер родился в 1900 году в семье каменотеса. Он с юных лет наблюдал за работой отца, который привил ему интерес к работе с камнем и показал первые приемы по созданию скульптур. Разумеется, он понимал, что должен не столько продолжить семейное дело, сколько пойти дальше, искать себя в той области, которой был причастен с детства. Он окончил ремесленное училище, затем поступил в Дюссельдорфскую академию художеств, а ближе к тридцати годам посетил Париж, где брал уроки скульптуры у многих известных деятелей искусства.

Он вращался в богемных парижских кругах тех лет – впоследствии его приятели окажутся в списке художников «дегенеративного искусства». Арно говорил, что лишь тогда был счастлив – вся последующая слава, награды и признание не смогли затмить воспоминаний о встречах с Кокто и Майолем, о знакомстве с Деметрой Мессалой, о дружбе с Пикассо…

Арно нравились классические образы, однозначная, понятная красота, его зачаровывали античные статуи. В отличие от своих приятелей-модернистов, он мечтал возродить академическую скульптуру, более того – вывести образцы высокой классики на улицы, сделать их частью городского пространства.

Вернувшись в Германию, он начал воплощать свои идеи в жизнь. Заказчиков у него было немало. Памятники павшим в Первой мировой, скульптуры для церквей и общественных зданий, многочисленные портреты, и, наконец, две величественные статуи для Олимпийских игр в Берлине. Прекрасно сложенные атлеты с гармоничными, но бесстрастными лицами воплощали собой тот идеал, о котором грезили идеологи немецкого нацизма.

Памятники участникам Первой мировой войны.

Спустя полтора года Брекеру позвонил Альберт Шпеер – главный архитектор Гитлера, работавший над проектом Рейхсканцелярии. Он сообщил, что Брекер должен за неделю подготовить модели для скульптур, которым будет украшено здание Рейхсканцелярии. «Фюрер выбрал вас!» - услышал Брекер и… не нашел в себе воли отказаться.

Суровые арийские воины Брекера.
Суровые арийские воины Брекера.

Так Арно Брекер начал работать на правительство нацистской Германии – и ему понравилось. По свидетельствам современников, он часто носил нацистскую форму, украшенную значками и медалями, которыми щедро награждал его фюрер. Такое положение дел позволяло Брекеру защитить от внимания гестапо свою возлюбленную, чье происхождение было не просто «недостаточно арийским» - Деметра Мессала была гречанкой с, предположительно, еврейскими корнями. Чтобы угодить заказчикам, он создавал все более и более монументальные образы, буквально сверхлюдей – колоссов с бугрящимися мышцами и суровыми взглядами.

Справа - скульптурный портрет Гитлера.
Справа - скульптурный портрет Гитлера.

Изваял он и несколько бюстов Гитлера (но тот был не в восторге). Когда началась война, Брекера признали национальным достоянием Германии, что освобождало его от военной службы – такой талант был слишком ценен для Рейха. В ноябре 1940 года он лично встречался с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, который пытался переманить его в СССР, где скульптор мог бы посвятить себя советской монументальной пропаганде – Сталин оказался большим поклонником работ прославленного нацистского скульптора.

После войны Брекера вновь позвали в СССР, на что он ответил: «Мне хватило и одного диктатора». Последующие десятилетия имя Арно Брекера в СССР было под запретом.

Аполлон и Дафна.
Аполлон и Дафна.

Вместе с Гитлером Брекер посещал Париж – там же в 1942 году состоялась его персональная выставка.
В мастерских Брекера трудились военнопленные – чтобы любимец фюрера успевал как можно быстрее поставлять все новых и новых каменных гигантов. И здесь необходимо упомянуть о той стороне жизни Брекера, которую он усердно скрывал от своих заказчиков-нацистов.

Брекер стал официальным скульптором нацистской Германии.

В Париже у Брекера был дом, где он хранил работы художников «дегенеративного искусства» - тех, чье творчество было под запретом в Германии. Стены французской резиденции Арно Брекера были увешаны полотнами Вламинка, Леже, Пикассо… Брекер ценил давние связи, почти открыто вмешивался, когда друзьям что-то угрожало. В числе спасенных им, например, еврейка и коммунистка Дина Верни – модель Майоля, в дальнейшем известная меценатка, помогавшая и русским художникам.

Когда коммунист Пикассо оказался под угрозой ареста, Брекер настоял на встрече с комендантом Парижа и лично заручился его поддержкой, чтобы вырвать друга из лап нацистов, а когда все доводы оказались бесполезны, как бы невзначай обронил, что фюрер за завтраком говорил об аполитичности художников. Трудно сказать, сколько человек было в «списке Брекера», но именно это спасло его самого.

В 1950 году денацификационный суд признал Брекера «спутником» нацистского режима – но не военным преступником. Он выплатил небольшой штраф и обязался бесплатно сделать фонтан для родного города в качестве компенсации, о чем, правда, благополучно забыл. Арно Брекер сохранил и состояние, и свободу, и возможность дальше работать.

Очень быстро он сформировал новую армию заказчиков, куда вошли и члены немецкого правительства, и крупные финансисты, и представители еврейской диаспоры. Он создал портреты поэта и драматурга Жана Кокто и его возлюбленного, актера Жана Маре. Брекер после войны сблизился и с Дали – тот позировал для прекрасного бронзового портрета, очень детализированного и одухотворенного.

Брекер дожил до объединения Германии и скончался в 1991 году – почти ровесник века. Он говорил, что не раскаивается ни в одном своем решении, ни в одном своем поступке, ведь все, что он делал, было ради искусства. Множество его работ сохранилось (в том числе благодаря усилиям его второй жены), но экспонировать их было проблематично из-за сотрудничества Брекера с нацистами, и только в 2006 году наследие Брекера было представлено широкой публике.

Софья Егорова.

источник

Tags: искусство, история, скульптуры
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 692
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments