Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Шалва Амонашвили: «Мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни!»

Шалва Александрович Амонашвили (род. 1931) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики – педагогики, ориентированной на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

«Я люблю Тома Сойера — нестандартного, символизирующего само детство!»



«Классическая педагогика — Ушинский, Песталоцци, Корчак, Макаренко, Коменский — выращивает духовность в творческом взаимодействии взрослого и ребенка.

А сегодня зачастую педагогика авторитарная, принудительная, основывается на кнуте и прянике: ребенок хорошо ведет себя — поощряют, плохо — наказывают.

Гуманная педагогика ищет такие пути, чтобы меньше было конфликтов и больше радости. Меньше отупления, больше успеха.

Мы задаем детям за время учебы несколько десятков тысяч вопросов. Учитель рассказал, задал домашнее задание, а потом спрашивает, как кто выполнил. Для тех, кто не выполнил, — санкции. Говорим о личности, но не продвигаемся по пути гуманных отношений с личностью.

Дружба, взаимопомощь, сострадание, сочувствие — это действительно то, чего не хватает. Семья не знает, как это сделать, а школа отходит от воспитания.

Обучение — более легкое дело. Финансируется урок, планируется успеваемость. А тот, кто сдал ЕГЭ, достоин ли владеть полученными знаниями? Можно доверить ему эти знания? Не опасно это?

У Менделеева, великого химика и педагога, есть такая мысль:

давать современные знания необлагороженному человеку — это все равно что вручить саблю сумасшедшему.

Не этим ли мы занимаемся? А потом видим терроризм.

Ввели ЕГЭ — инородное тело в нашем образовательном мире, потому что это недоверие к школе и учителю.

Ребенку ЕГЭ мешает вырабатывать мировоззрение: именно в те годы, когда надо размышлять о мире и о своем месте в нем, дети заняты подготовкой к ЕГЭ.

С какими ценностями, чувствами молодой человек завершает школу, не важно?

Но основа основ — учитель. Учить, воспитывать — это искусство, тонкое взаимодействие маленького и взрослого. Личность развивает только личность. Научить, видимо, можно и дистанционно, а вот развить нравственность можно, только находясь рядом. Робот не сможет развивать личность, даже если он будет действовать очень технологично, даже если улыбаться будет.

А сегодня учителя часто не понимают: что происходит? Министерство — то дозволяет разнообразие, то унифицирует. То упраздняет одни программы, то вводит. Я проводил семинар, на котором учителя меня спросили: что лучше — 5-балльная система оценки или 12-балльная?

Я тогда сказал, что для меня всякая реформа меряется только одним: стало ребенку лучше? Какое ему от этого благо? Стало ему в 12 раз лучше?

Тогда, может быть, не надо скупиться, давайте оценивать, как китайцы, по 100-балльной системе?

Сухомлинский говорил: детей надо вести от радости к радости.

Учительница написала мне электронное письмо: «Что мне сделать, чтобы дети не мешали мне на уроке?» Ну что: пальцем грозить, голос поставить или родителей вызвать? Или сделать так, чтобы у ребенка от урока была радость? Это, видимо, учитель, которого выучили на тройку, он провел троечный урок и ребенку поставил на нем двойку. Вот вам «Опять двойка». У учителя большая сила — может быть созидательная, может — разрушительная. С чем придут в жизнь ученики учителя-троечника?

В школу пришел новый «стандарт», пусть мне не нравится это слово, но он просто приглашает учителей к творчеству. Надо воспользоваться этим. А в программах подготовки учителей воспроизводится авторитарность.

Ни в одном учебнике по педагогике нет слова «любовь». Получается, детей авторитарно воспитывали в школе, вуз это только подкрепляет, и они возвращаются в школу уже учителями с теми же настроениями.

Молодые учителя — как старые люди. А потом вот пишут: «Как сделать, чтобы ребенок не мешал на уроке?»

Есть учителя от Бога. Их не испортишь. Но таких один-два в каждой школе, а иногда даже нет совсем.

Сможет такая школа раскрыть ребенка до глубины его задатков?

Создан стандарт учителя. На мой взгляд, нельзя стандартизировать творчество, но раз уж мы заговорили о стандартизации учителей, давайте говорить и о стандартизации министров, депутатов и всех остальных, кто над нами. Нам очень важно, как они себя будут вести.

А учеников как раз нельзя стандартизировать и подбирать в школу по каким-то тестам и собеседованиям. Но это происходит, хотя школы созданы для детей, и любого здорового ребенка школа обязана взять. Не имеем права подбирать удобных. Это преступление против детства. Никаких особых отборов в лицей ли, в гимназию — нельзя проводить. Школа — это мастерская человечности. А у нас фабрика стандартизации ЕГЭшника.

Я же люблю Тома Сойера — нестандартного, символизирующего само детство.

У школы сегодня нет цели.

В советской школе она была: воспитывать верных строителей коммунизма. Может быть, дурная была цель, и не получалось это, но она была. А сейчас? Как-то смешно — воспитывать верных путинцев, зюгановцев, жириновцев? Мы не должны обрекать наших детей на служение какой-то партии: партия сменится. Но тогда для чего мы воспитываем наших детей? Классика предлагает человечность, благородство, великодушие, а не набор знаний. А пока мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни. Мы их готовим к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни».

Шалва Амонашвили


источник

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
live124578
Jan. 16th, 2020 03:29 pm (UTC)
Министерство образование плачет. Мы тут стандарты образовательных услуг разрабатываем. А он о какой-то любви талдычет
voxpop_66
Jan. 16th, 2020 04:07 pm (UTC)
грустно
step30
Jan. 16th, 2020 04:55 pm (UTC)
10 лет учится ребенок, часто по 6 дней в неделю, до 6 часов в день.

Как это соотносится с . ТК РФ Статья 108. Перерывы для отдыха и питания. ?

Многие ли определяются к окончанию школы с местом работы? А в ВУЗ поступать нужны оценки по всем предметам хорошие. А ребенок може в математике силен, но по химии 2, прощай новый Лобачевский.

Ладно, поступил. Еще 5 лет, ухлопал. И что? В современной России наверное у 99% высшее, начиная с должности чуть выше дворника. Не смогли бы работать после школы? Да где самое главное, в торговле китайскими вещами? Или в чиновничистве?

Конвейер бессмысленной занятости человеков ...
kvisaz
Jan. 16th, 2020 05:32 pm (UTC)
Добрый человек. Возможно, хороший друг детей. Как он учит - это смотреть надо.

Как носитель каких-либо практических методик по педагогике - похоже, совсем бесполезный.

Разве что он был не в настроении давать рабочие советы.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

March 2024
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com