Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Несколько историй от Юрия Анненкова


Юрий Анненков

Юрий Анненков (1889 — 1974) — человек незаурядной биографии. Великолепный иллюстратор, одна из ключевых фигур русского авангарда. Художник, который в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока. Портретист, который создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры: Ахматовой, Горького, Замятина, Пастернака и т.д.

А кроме того, Юрий Павлович был настоящим свидетелем эпохи и оставил множество интересных воспоминаний об исторических событиях, которые ему довелось застать, и известных людях, с которыми он был знаком.



Об авторском праве в СССР

Анненков с 1924 года жил в эмиграции во Франции и с советскими деятелями с тех пор не встречался. Но вот в 1961 году в Париж прибыл один из советских литературных деятелей, с которым у Анненкова состоялась встреча — все-таки уже была «оттепель». Деятель, желая сделать приятное Анненкову, сообщил, что вышло новое издание «Мойдодыра» Чуковского с его иллюстрациями. Анненков спросил, почему же, несмотря на заключенный им с Госиздатом СССР договор об авторских правах еще в 1924 году, он до сих пор не получил из Москвы ни одного сантима гонораров. Ответ был таков: вы живете во Франции, а с ней у СССР нет специальной конвенции, поэтому платить ему ничего не должны. Анненков возразил, что писателю Луи Арагону гонорары платят. Ответ был прост и ясен:

«Арагон, да, он получает, но не надо забывать, что Арагон состоит членом коммунистической партии, и, значит, принадлежит не Франции, а Коммунистическому Интернационалу, таким образом, получает гонорар наравне со всеми советскими гражданами, не нуждаясь ни в каких конвенциях».


Автопортрет. 1917

Фото с Троцким

Когда Анненков писал портрет Троцкого, он как-то сфотографировался с ним вместе. Эту фотографию он постоянно носил с собой и однажды в 1923 году она здорово помогла ему.

В то время он жил в Москве на Пречистенке в здании Академии художественных наук на первом этаже. Вход в квартиру был со двора, который на ночь запирался на замок, а жильцы входили через калитку, которую отпирали своим ключом.

Однажды Анненков забыл этот ключ дома, а звонок не работал. Он подошел к окну своей комнаты, отжал раму и стал залезать домой, но тут его задержали два милиционера, которые попросили предъявить документы, а также объяснить, что он здесь делает. Документов у него тоже не оказалось с собой, а истории о забытом ключе и документах милиционеры не очень поверили. Но тут Анненков вспомнил о фото и показал его представителям власти. Они тут же узнали любимого вождя и изменились в лице. Принеся свои горячие извинения, милиционеры подсадили художника в окно и просили его отметить, как бдительна советская милиция. После чего они удалились твердым шагом.


Юрий Анненков. Портрет Троцкого

Случай у моста

Петербург. 1920 год. Ноябрь. Идет снег и дует сильный ветер. Блок, Белый и Анненков возвращаются под утро домой. У моста над Екатерининским каналом скучающий милиционер с винтовкой через плечо, широко расставив ноги, выводит желтой мочой на снегу автограф: «Вася». Белый вскричал:

«Чернил! Хоть одну баночку чернил и какой-нибудь обрывок бумаги! Я не умею писать на снегу!»

Застегивая прореху, милиционер пробурчал:

«Проходи, проходи, гражданин».


Юрий Анненков. Портрет Анны Ахматовой

О пайках

Даже в годы военного коммунизма Анненков не жаловался на недоедание. Во-первых, он получал общий гражданский, так называемый голодный паек. Затем «ученый» паек, в качестве профессора Академии художеств. «Милицейский» паек за то, что организовал культурно-просветительную студию для милиционеров, где престарелый сенатор Кони объяснял основы уголовного права, балерина обучала милиционерок пластическим танцам, Максим Горький читал лекции по истории культуры, Корней Чуковский — историю литературы, а Мстислав Добужинский рассказывал о петербургских памятниках истории и старины, которые питерским милиционерам надлежало охранять. Он получал еще «усиленный паек Балтфлота», просто так, за дружбу с моряками, и, наконец,самый щедрый паек «матери, кормящей грудью» за то, что в Родильном центре «Капли молока имени Розы Люксембург» читал акушеркам лекции по истории скульптуры.


Юрий Анненков. Портрет Бориса Пастернака

А. Толстой и Ю. Анненков

В 1937 году «советский граф» А. Толстой был в Париже в качестве знатного туриста. Он несколько раз встречался с Ю. Анненковым и катался с ним по Парижу на автомобиле последнего. Во время одной из поездок между ними состоялась следующая беседа.

Толстой:
«Машина у тебя хорошая, слов нет; но у меня — все же гораздо шикарнее твоей. И у меня их даже две».

Анненков:
«Я купил машину на заработанные мною деньги, а ты?»

Толстой:
«По правде сказать, мне машины были предоставлены: одна центральным комитетом партии, другая — ленинградским советом. Но, в общем, я пользуюсь только одной из них, потому что у меня — всего один шофер».

Анненков:
«Чем объясняется, что в Советском Союзе, у всех, у кого есть автомобиль, имеется обязательно и шофер? В Европе мы сами сидим за рулем. Шоферы служат либо у больных, либо у каких-нибудь снобов. Не являются ли в Советском Союзе шоферы прикомандированными чекистами?»

Толстой:
«Чепуха! Мы все сами себе чекисты. А вот, если я заеду, скажем, к приятелю на Кузнецкий Мост выпить чайку, да посижу там часа полтора-два, то, ведь, шин то на колесах я уже не найду: улетят! А если приеду к кому-нибудь на ужин и просижу часов до трех утра, то, выйдя на улицу, найду только скелет машины: ни тебе колес, ни стекол, и даже матрасы сидений вынесены. А если в машине ждет шофер, то все будет в порядке. Понял?»

Анненков:
«Понял, но не все. В Советском Союзе не существует частной торговли, частных лавок, так на кой же черт воруются автомобильные шины, колеса, матрасы?»

Толстой (с удивлением):
«Не наивничай! Ты прекрасно знаешь, что это — пережитки капиталистического строя! Атавизм!»


Юрий Анненков. Портрет Сталина

Революция и мода

В октябре 1918-го Анненкова вызвали в Москву и назначили председателем «флажной комиссии». Была поставлена задача — подготовить оформление Красной площади к 7 ноября, годовщине Октябрьской революции. Художник носился из Наркомата имуществ в Моссовет, из Моссовета — в кремлевские кладовые, из кладовых — в художественные мастерские, оттуда — прямиком на площадь. И так ежедневно десятки раз, без отдыха, без сна. У него в подчинении были «десятки портных», в его распоряжении «многие тысячи аршин материи».

Сценарий действа был незамысловат. Столица в празднично-траурном убранстве. Венки, лозунги, плакатная живопись. Трибуны в кумачовых полотнищах. Оркестр возвещает начало парада. Маршируют войска, гудит авиация, по площади проходят штатские и за ними члены IV Съезда. Ленин открывает цементную доску «в память погибших за мир и братство народов» и, поднявшись на трибуну, кричит победную речь. Анненков из кожи вон лез, чтобы успеть к сроку. Он вместе с десятками рабочих сделал лозунги, расписал плакаты и срубил гигантскую платформу для выступления Ленина. Он дико устал, едва держался на ногах: не спал целых две недели! И, между делом, совершил истинно героический поступок. Несмотря на дефицит материалов, умудрился умыкнуть из-под самого носа Наркомата имуществ несколько аршин кумачовой ткани — на платье своей супруге. Он ликовал, как юнец. Однако в самый последний момент материи все же не хватило, и художник скрепя сердце выстелил перед трибуной на ступенях тот самый прибереженный красный текстиль. В 9 часов утра Ленин проворно зашагал по несбывшимся платьям супруги. Так вождь революции растоптал прекрасную мечту о революционной моде и красных платьях.

Кстати, в ноябре 1920-го Анненков принимал участие и в подготовке массового шоу «Взятие Зимнего дворца». В постановке задействовали от 8 до 10 тысяч актеров. И каждого Анненков должен был одеть соответственно роли. Он также отвечал за прочий реквизит: броневики, пулеметы, винтовки и получил разрешение властей использовать крейсер «Аврору», который для этих целей пришвартовали у набережной поблизости с Зимним дворцом. Шоу удалось. Анненков, как и его коллеги, получил премию — табак на сто папирос и два килограмма мороженых яблок.


источник

Tags: воспоминания, интересно, короткая проза, рассказы
Subscribe
promo astori_18 june 19, 2022 00:45 684
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments