Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Забытые звезды эмиграции. Как «обезьянка» из России научила американцев методу Станиславского

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская | Фото: kino-teatr.ru
Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

Имя Марии Успенской по прозвищу Маручча большинству наших современников ни о чем не говорит, и это неудивительно – после того, как в 1924 г. актриса МХАТ не вернулась с гастролей в США, в СССР о ней забыли на долгие десятилетия. В Америке о ее заслугах знают намного больше, чем на родине, ведь это она одной из первых начала преподавать актерское мастерство по системе Станиславского в США.

На Бродвее Маручча прославилась в главной роли в спектакле «Обезьянка», а в Голливуде, где она начала сниматься после 50 лет, первая же роль принесла ей номинацию на «Оскар».


Актриса МХАТ Мария Успенская | Фото: mxat.ru, dmsd.online
Актриса МХАТ Мария Успенская

О ее жизни до эмиграции известно немного. Никто не знает даже точной даты ее появления на свет: в одних источниках указывается 1876 г., в других – 1883 г., а на надгробии стоит 1887 г. Она родилась в Туле в семье адвоката. У нее были хорошие вокальные данные и развивать их она отправилась в Варшавскую консерваторию. У нее не хватило средств, чтобы пройти полный курс обучения, и занятия Мария продолжила в частной школе Адашева в Москве, где изучала актерское мастерство.

Мария Успенская в постановке МХАТ | Фото: kino-teatr.ru
Мария Успенская в постановке МХАТ

После завершения учебы Мария Успенская стала актрисой МХАТ, став одной из 5 счастливцев, которых отобрали из 250 претендентов. На сцене этого театра она сыграла более 100 ролей. Она не была красавицей, но при этом обладала несомненным талантом и харизмой. Ее подруга тех лет Софья Гиацинтова в своих воспоминаниях писала о Марии: «Маленькая, худенькая, похожая на обезьянку – и удивительно одаренная».

Немирович-Данченко ей говорил: «У вас есть больше, чем красота, у вас есть талант». У мужчин она большим успехом не пользовалась – они считали ее «своим парнем». И ее влюбленность в красавца-актера Василия Качалова осталась неразделенной. Все, что ей досталось от ее предмета обожания, – его фотография с подписью: «Маленькой женщине с большим талантом».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская | Фото: i.pinimg.com
Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

В театре ее называли Маручча – говорят, это прозвище родилось благодаря приезжему итальянцу, который, очевидно, не смог выговорить «Маруся». В ее квартире часто собирались молодые мхатовцы, и во время одной из таких посиделок она огорошила подругу своей мечтой: «Я разбогатею и буду жить в особняке. Заведу много кошек. По утрам слуга будет вкатывать столик с завтраком. Буду кататься по всему миру и играть центральную роль – с пением и танцами, в оригинальнейших нарядах». Тогда никто и подумать не мог, что вскоре эта мечта станет реальностью.

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская | Фото: placenote.info

В 1923-1924 гг. труппа МХАТ вместе со Станиславским отправилась на гастроли в США. Там молодые актеры пообщались с местными коллегами и узнали о том, что они получают за свою работу намного больше, даже если задействованы в массовке. И актеры взбунтовались, за что им пригрозили увольнением по возвращении в Москву. Мария Успенская была в числе «бунтарей», и она приняла решение не возвращаться из США. Даже если бы ее оставили в труппе театра, она знала, что могла рассчитывать только на роли второго плана, как и в немом кино, где она успела дебютировать до своего отъезда.

Актриса в своих кинообразах | Фото: justclickit.ru
Актриса в своих кинообразах

В Америке она продолжила свою актерскую карьеру и начала выступать на Бродвее. Популярность пришла к ней после главной роли в спектакле «Обезьянка», где Успенская сыграла акробатку, «гуттаперчевую женщину». Ее невероятную пластичность и богатство мимики отмечали и в Москве, а тут ее талант заиграл новыми красками. Многие после этого называли ее «Обезьянкой».

Маленькая, худенькая, подвижная, совершенно не похожая на местных красавиц-актрис, она тем не менее умела очаровывать публику. И в зрелом возрасте Маручча оставалась в прекрасной физической форме, занимаясь гимнастикой. Известный американский критик Джон Мейсон Браун говорил, что Успенская – актриса до кончиков ногтей – любой эпизод может превратить в «портрет в полный рост»: «Она самый поразительный мастер миниатюры в сегодняшнем театре».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская | Фото: i.pinimg.com
Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская

В конце 1920-х гг. ее коллега, тоже бывший мхатовец, поляк Ричард Болеславский предложил ей открыть школу актерского мастерства. Вместе они стали пропагандировать набиравший тогда в США невероятную популярность метод Станиславского, имя которого воспринималось как «гарантия качества» в подготовке актеров. Ее характеризовали как строгого, иногда даже беспощадного педагога «с причудами». Она появлялась в студии с моноклем на шнурке вокруг шеи, со стаканом джина в руке («замаскированным» под воду), и заявляла: «Сделайте мне дружескую атмосферу».

Русско-американская актриса и театральный педагог Мария Успенская | Фото: i.pinimg.com, kinonews.ru
Мария Успенская


Кадр из фильма *Танцуй, девочка, танцуй*, 1940 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Танцуй, девочка, танцуй*, 1940

Маручча воспитала несколько поколений будущих звезд, в числе которых был легендарный Ли Страсберг. Впоследствии он продолжил дело Успенской и открыл одну из самых известных и престижных в Америке актерский студий, среди учеников которой были Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Роберт де Ниро и др. звезды. Ли Страсберг о Марии Успенской говорил: «Успенская была превосходной актрисой. И, конечно, она была очень прозорлива. Она сразу определяла, кто наигрывал, а кто по-настоящему, как она говорила, «жил в образе», то есть я хочу сказать, что она была великолепным педагогом».

Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940 | Фото: dvhab.ru
Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940

Вскоре у нее появилось собственное поместье возле Нью-Йорка, о котором она когда-то мечтала. А около 50 лет Маручча начала свою карьеру в Голливуде, что было исключением из всех правил – в этом возрасте актрисы обычно уже уходили из кино. Первая же роль в фильме «Додсворт» принесла ей номинацию на «Оскар». Спустя 3 года была еще одна номинация – за фильм «Любовный роман» (обе – в категории «Лучшая актриса второго плана»). При этом она продолжала преподавать, занимаясь с актерами прямо на съемочных площадках.

Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940 | Фото: dvhab.ru
Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме *Мост Ватерлоо*, 1940

Ее часто приглашали на роли европейских аристократок, а в фильме с Вивьен Ли «Мост Ватерлоо» она сыграла директора балетной школы, мадам Кирову. О популярности Марии Успенской в США свидетельствует фраза, произнесенная героиней Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»: «Бриллианты по-настоящему выглядят только на старухах, вроде Марии Успенской». В таком контексте могло упоминаться только общеизвестное имя.

Кадр из фильма *Человек-волк*, 1941 | Фото: i.pinimg.com
Кадр из фильма *Человек-волк*, 1941

В 1949 г. Мария Успенская ушла из жизни. Причиной стал инсульт, случившийся после серьезных ожогов, полученных во время пожара, который произошел из-за того, что актриса, заядлая курильщица, заснула с непотушенной сигаретой в руке. Ни детей, ни наследства у нее не оказалось.


источник

Tags: актрисы, история, эмиграция
Subscribe
promo astori_18 june 19, 2022 00:45 687
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment