Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Франц Легар. Тайна счастливого спасения

Последняя тайна Франца Легара

Когда в марте 1938 года Австрия была оккупирована нацистами, 68-летний композитор Франц Легар остался в Вене. Он не подвергся репрессиям, хотя его оперетты — яркие, нешаблонные, искренние — совершенно не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали евреи («Лудильщик»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Жёлтая кофта», «Страна улыбок»), французы («Весёлая вдова», «Весна в Париже», «Кло-Кло»), поляки («Голубая мазурка»).

Но его друзья погибли в концлагерях или были вынуждены эмигрировать. А спасти жену-еврейку Легару удалось только благодаря высокому покровительству...


Они встретились, когда Легару было тридцать три, и к 1938 году прожили вместе тридцать пять лет: двадцать — до женитьбы, пока первый муж не дал Софи развода, и пятнадцать — после. Старые друзья шутили: «Легар женился для того, чтобы быть свободным», и в этом была доля правды. Софи оказалась идеальной женой, она вела дом, следила за его гардеробом, приглядывала за слугами и кухаркой, утешала, когда захлестывало отчаяние, знала, как справиться с его вспышками ярости...

Они познакомились в Бад-Ишле, курортном городке, любимом австрийской знатью. Австрийская империя тогда была огромной, мирной и богатой, Вена — космополитичной и веселой. В ту пору к нему только пришел первый успех: «Венские женщины» с аншлагами шли в театре «Ан дер Вин», его имя гремело в Вене. Стройный, подтянутый, с лихими офицерскими усиками, молодой композитор заводил романы с юными красавицами и замужними дамами и даже не предполагал, что одна из них, рыжеволосая Софи, станет женщиной всей его жизни...

Внук стекольщика, сын капельмейстера полкового оркестра, Франц Легар поступил в Пражскую консерваторию в двенадцать лет, учился и жил впроголодь — один, совсем еще мальчишка, в чужом городе. Консерваторию он окончил в числе лучших и тут же устроился скрипачом-концертмейстером в маленький театр Бармен-Эльберфельда.

А потом отец устроил так, чтобы сына взяли капельмейстером в полк в провинциальном Лошонце — ведь твердое жалованье и военный мундир в Австрии тех лет были надежнее, чем ремесло композитора. Правда, скука в Лошонце была смертная. А потому вскоре Легар перешел в полк в прекрасном портовом городе Пуле, ведущем свою историю с незапамятных времен, главной базе австро-венгерского флота.


Легар — военный капельмейстер

Его другом стал итальянец, капитан Фальцари. Вместе они написали оперу «Кукушка»: Фальцари сочинил либретто из жизни русских каторжников, Легар положил его на музыку. В следующем, 1896 году, ее поставили в Лейпциге, успех оказался сомнительным. На премьере, правда, хлопали, да и пресса была отличной, но вскоре «Кукушка» сошла со сцены.

Зато Франц отведал театральной славы и полюбил ее вкус на всю жизнь. Вскоре его перевели в Вену капельмейстером в 26-й пехотный полк, и тут началась совсем другая, настоящая жизнь. Он дирижировал на балах, карнавалах, катках — и постоянно влюблялся. Когда полк Легара перевели в провинцию, он не захотел расставаться с Веной. Подал в отставку и устроился дирижером в театр «Ан дер Вин».

Неизвестно, как сложилась бы его судьба дальше, если бы не Лицци, дочка знаменитого в ту пору Виктора Леона, автора пользовавшихся большим успехом комедий, драм, водевилей, а также либретто. Она упросила отца написать для красавчика Легара либретто. На следующий день после премьеры в «Карлтеатре» созданного ими вместе «Решетника» бывший военный капельмейстер проснулся знаменитым!

Но настоящая мировая слава пришла только через три года, после того как в «Ан дер Вин» поставили «Веселую вдову». Два директора, Карчаг и Вальнер, были настроены весьма скептически и отказали Легару в репетициях и финансировании. На прослушивании один из них заткнул уши и закричал:

— Это ужасно! Не музыка, а призрак банкротства! Такие новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители?

Но «Веселую вдову» спасли... актеры, влюбившиеся в его музыку. Они репетировали после спектаклей по ночам. Костюмы и декорации бутафоры подобрали из театрального старья. В три часа ночи работа заканчивалась, и оплаченный Леоном фиакр развозил сочинителя и труппу по домам. Связанные контрактом, директора «Ан дер Вин» даже пытались предложить Легару отступные — пять тысяч крон, но актеры отговорили композитора.

Успех премьеры был оглушительным. Карчаг и Вальнер вышли на поклоны вместе с автором. Сначала они собирались снять оперетту после пятидесяти спектаклей, но вскоре увидели, что сборы не падают. Венцы смотрели «Вдову» по два, три раза. На шестисотом, юбилейном спектакле авторам и актерам подносили не только лавровые, но и золотые и серебряные венки. К этому времени успех «Веселой вдовы» вышел далеко за пределы Европы, ей рукоплескали в США, Японии, Латинской Америке...

А Франц увел Софи от добропорядочного и скучного мужа и жил с ней как с женой. Правда, первые годы они не могли обвенчаться — муж Софи не давал развода. Но это совершенно не могло омрачить их счастья. Казалось, что теперь их жизнь будет совершенно безоблачной, а если в нее и ворвутся невзгоды, они легко переживут их вместе. Так оно и было... до 1938 года.

Когда вермахт вошел в Австрию, республика была присоединена к Германии. Многие венцы приветствовали Гитлера, те, кто был против него, затаились. До Легара доходили слухи об арестах, депортациях евреев, о том, что многие из его друзей исчезли без следа. Рихард Таубер, его золотой голос, певец, много лет исполнявший главные партии в «легариадах», эмигрировал в США. Либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Ленер попали в концлагерь...

Сам Легар был слишком знаменит, чтобы беды коснулись его. «Легариады» шли в новой Германии и нравились фюреру, однажды его представили доктору Геббельсу, и тот наговорил композитору множество комплиментов.


Геббельс (справа) даёт указания композиторам (1936). В центре — Легар, слева — музыкальный издатель Бернхард Герцмански (который два года спустя попадёт в концлагерь Дахау). Фотография из Федерального архива Германии

Но однажды его пригласил к себе имперский наместник Австрии, группенфюрер СС Артур Зейсс-Инкварт. Он сообщил Легару, что его оперетты больше не отвечают духу времени, ведь в них действуют люди низших национальностей — русские, французы, цыгане, поляки, китайцы и даже евреи. (Легар был вынужден согласиться с этим, и в оккупированной нацистами Европе многие его оперетты шли в переделанном виде и без упоминания фамилий еврейских авторов либретто.

Например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Бродячий студент»). Но самое ужасное — Зейсс-Инкварт заявил, что Легару необходимо развестись с Софи, ведь она — еврейка. И всего три дня на размышления. В случае отказа все его оперетты запретят, а имущество конфискуют.

Легар понимал одно: он не мог предать Софи. Если он разведется, ее отправят в концлагерь. Если откажется, произойдет то же самое — и как бы вместе с ней там не оказался и он сам... Но что он мог поделать? Бежать уже было невозможно. Просить о помощи влиятельных друзей? Но все его друзья, знаменитые артисты и директора театров, банкиры и высокопоставленные военные, были людьми вчерашнего дня. В 1938 году они ничего не решали и ничем не могли ему помочь.

И тут он вспомнил об одном человеке. О нем рассказывали невероятное: будто бы он вёл себя как хотел и делал вещи, за которые нацисты любого другого убили бы на месте, — но ему все сходило с рук.

Например, однажды он увидел, как штурмовик повесил на шею старухе-еврейке плакат с надписью: «Я — еврейская свинья!», подошел к женщине, снял плакат и выбросил его. А когда штурмовик попытался остановить его — одним ударом повалил на землю. В другой раз он присоединился к еврейкам, которых заставили мыть мостовую зубными щетками, — встал на колени и начал натирать тротуар носовым платком... А штурмовики лишь проверяли у него документы... и извинялись. При этом он не был ни важным чиновником, ни заслуженным воякой, а всего лишь главным инженером одной из венских киностудий. Все объяснялось просто. Фамилия этого человека была... Геринг.


Альберт Геринг

Альберт Геринг, младший брат второго человека в рейхе, фельдмаршала авиации Германа Геринга, был совершенно не похож на своего знаменитого родственника. Эстет, книгочей и бонвиван, он любил быстрые машины, хорошее вино и красивых женщин. Нацистов он не переносил. И чтобы их не видеть, уехал из Берлина в Вену и принял австрийское подданство. Но теперь они пришли и сюда... При этом Герман нежно любил младшего брата и прощал ему все его выходки.

Легару повезло: через общих знакомых он вышел на Альберта. Тот сразу же отправился в Берлин, к Герману, и уже следующим вечером перезвонил сходившему с ума от беспокойства композитору. Всё устроилось. Герман Геринг, большой поклонник оперетт Легара, не даст его в обиду. Софи будет присвоено звание «почетной арийки», которое даст ей абсолютную защиту. Главное — чтобы сам Легар стал полным сторонником новой Германии. На это Легар ответил согласием. Он поблагодарил Альберта Геринга, и они расстались.

Следующие годы они провели по-разному. Легар жил, приспосабливаясь к обстоятельствам: принимал от новой власти почести и переделывал в «духе времени» свои оперетты. Их, можно сказать, не трогали. Но звание почётной арийки не освобождало Софи от обязанности регулярно отмечаться в полиции и описать своё имущество как еврейское. Однажды гестапо попыталось её арестовать, и Легару пришлось спасать жену с помощью местного гауляйтера. С тех пор Софи всегда носила с собой пузырёк с ядом.


Франц и Софи Легар

Зато Альберт Геринг вел себя так, будто ему хотелось на виселицу: на торжественных обедах публично отказывался садиться рядом с заслуженными нацистами, заявляя, что убийцы ему противны. Еще до начала Второй мировой войны он начал спасать тех, кому угрожал концлагерь, с его помощью из Австрии бежали десятки человек. Он так раздражал гестапо, что Гиммлер попросил рейхсмаршала авиации унять своего младшего брата. Альберт Геринг был толковым инженером, и Герман отправил его в оккупированную Чехию, на заводы Skoda. Но там Альберт присоединился к Сопротивлению, отбирал для работы на заводах в концлагерях заключенных и помогал им бежать.

После войны Легар и Софи уехали в Швейцарию, а Альберт Геринг был арестован американцами: никто не верил, что родной брат самого Геринга боролся с нацистами. Он сидел в тюрьме, представленный им список спасенных пылился в архиве — проверить его не сочли нужным. Потом в дело вмешался американский офицер Виктор Паркер, который оказался... племянником Софи Легар. Альберта освободили.

До поры до времени не вспоминал об Альберте Геринге и Легар. Во время боев за Вену его замок Нусдорф был разгромлен и разграблен. У композитора оставались другие дома и вилла в Бад-Ишле, но Легар решил уехать к Тауберу в не задетую войной Швейцарию. Он жил там два года, до тех пор, пока в 1947 году не умерла жена. В Вену в свой дом в Бад-Ишле Легар вернулся умирать.


Музей «Вилла Легара» в Бад-Ишле

В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой прозвучала «Волжская песня» из оперетты «Царевич». Дом в Бад-Ишле Легар завещал городу — сейчас там находится его музей. Также в своём завещании Легар запретил неавторизованные переделки своих произведений — они должны исполняться в том виде, в каком были написаны.


источник

Tags: война, жизнь, композиторы
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 689
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments