
Пик Ленина.
Каждый альпинист знает: абсолютной безопасности в горах не бывает. Даже самое спокойное место из-за капризов природы может превратиться в настоящий ад.
Летом 1990 года буйство стихии забрало жизни нескольких десятков человек. Среди них было немало опытнейших альпинистов, но никакое мастерство в сложившихся тогда обстоятельствах помочь не могло.
Одна из высочайших вершин Центральной Азии — пик Ленина — без малого полвека считался горой безопасной. За первые 45 лет восхождений на гору высотой 7134 метра не было ни одного смертельного случая.
Впервые пик Ленина показал свою ярость в 1974 году, когда во время восхождения в полном составе погибла женская команда Эльвиры Шатаевой.
Спустя 16 лет местом трагических событий стало место, считавшееся самым безопасным на маршруте — лагерь на высоте 5300 м, которые альпинисты именовали «сковородкой». Огромная плоская поляна была местом, где спортсмены отдыхали перед подъемом в штурмовой лагерь на высоте 6100 м. Никакого подвоха от «сковородки» не ждали.
В июле 1990 года на пике Ленина должен был состояться отбор участников в очередную советскую экспедицию в Гималаи. В числе кандидатов находились члены Ленинградского альпинистского клуба во главе с опытнейшим Леонидом Трощиненко, одним из сильнейших спортсменов СССР.
Одновременно с советскими альпинистами к покорению пика Ленина готовились чехословаки, немцы, израильтяне, швейцарцы...
Тем летом погода спортсменов не баловала. Сильнейший снегопад, подобного которому не помнили даже старожилы, поставил под сомнение саму возможность восхождения. Но к 13 июля погода улучшилась, и несколько десятков человек поднялись на «сковородку».
Среди тех, кто оказался в лагере на 5300 м, был и Владимир Балыбердин — первый советский альпинист, покоривший Эверест. Но буквально за пару часов до трагедии Балыбердин ушел в нижний лагерь вместе со своим другом Борисом Ситником. Незапланированный спуск объяснялся тем, что у Ситника закончился газ для горелок. Этот казус спас обоим жизнь.
Альпиниста Сергея Голубцова спасли... неудачно подобранные ботинки. Он так натер ими ноги, что вынужден был вернуться в нижний лагерь, не дойдя до «сковородки».
Пятница, 13-е — это словосочетание дало название знаменитому циклу фильмов ужасов. 13 июля 1990 года была пятница. То, что случилось тем вечером, страшнее любых выдумок профессиональных сценаристов.
Был вечер, альпинисты на «сковородке» поужинали и готовились ко сну в своих палатках. Возможно, большинство уже спало. В этом момент на лагерь сошла лавина.
«Лавина» — название для данного случая малоподходящее. Произошел огромный снежно-ледовый обвал. По фронту ширина сошедшей снежной массы составляла около полутора километров, а вверх по склону — около километра. Все, что находилось на «сковородке», смело в считанные секунды.
Считается, что причиной схода колоссальной снежно-ледовой массы стали последствия мощного землетрясения в горах соседнего Афганистана.
В лагере на 5300 м в этот момент находились 45 человек. 35-летний ленинградский альпинист Алексей Корень ночевал один в палатке, стоящей на краю лагеря. Ударная воздушная волна выбросила его наружу. Лавина протащила его около 800 метров. Все, что успел сделать Алексей — прикрыть лицо руками перед собой, чтобы сохранить возможность дышать. В тот момент, когда он уже начинал задыхаться, Кореня сбросило с края ледника.

Остатки лагеря, снесенного лавиной 13 июля 1990 года.
Пережив это падение с 25-метровой высоты, Алексей постепенно пришел в себя. Неподалеку он увидел фигуру, застрявшую по пояс в снегу. Это был словак Миро Грозман. Корень помог ему выбраться, после чего они стали искать вещи, чтобы одеться — оба были без обуви и без верхней одежды. Найти удалось пару надувных матрасов, варежки и обрывки палатки. Благодаря этим находкам Корень и Грозман продержались до утра.
На следующее утро в нижнем лагере появился один из спортсменов из группы, до чьих палаток, стоявших не на «сковородке», лавина не дошла.
«Лагерь полностью снесен!» — выпалил он. Это казалось настолько невероятным, что ему поначалу не поверили. На «сковородку» выдвинулась группа из четырех советских альпинистов, подтвердившая страшные новости.
Корень и Грозман тем временем пытались дойти до нижнего лагерь самостоятельно. Но в одних носках это оказалось тяжелейшим испытанием. Словак в конце концов остановился, решив ждать помощи. Корень пошел дальше один. Потом он признавался, что его подгоняло странное желание: «Очень хотелось выпить лимонада!» На подходе к лагерю его встретили спасатели. Вскоре обнаружили и Миро Грозмана.
Уцелевших альпинистов отправили в больницу, а на месте катастрофы развернули масштабную спасательную операцию. Надежды найти живых быстро таяли — спортсмены оказались погребены под огромными спрессованными массами снега и льда. В первый день поисков нашли тела четырех погибших, после чего, несмотря на использования техники и специально обученных собак, новых находок сделано не было.
Из 45 альпинистов, находившихся в лагере на «сковородке», погибли 43. Большинство из них объявлены пропавшими без вести, так как останки обнаружить не удалось.
Спустя двадцать лет, когда началось таяние ледника, на поверхности стали появляться вещи и останки погибших. По согласованию с правительством Киргизии их решено было захоронить останки на Луковой поляне у подножия пика Ленина.
В течение нескольких сезонов альпинисты приходили в район трагедии, чтобы отдать последний долг тем, чьи жизни оборвались в июле 1990 года. Среди участников этих экспедиций был и Алексей Корень. После пережитого он не оставил альпинизм. В одном из интервью спортсмен заметил: «Я теперь чётко знаю, если бы сам был виноват, то наверняка был бы страх. А тут просто сошло, что ж сделать-то теперь?»
источник
Journal information