Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Как 200 лет назад появилась балетная пачка



Почти двести лет назад знаменитая балерина Мария Тальони в Париже впервые вышла на сцену в пышной многослойной юбке, которую позднее стали называть пачкой. По современным меркам это был очень скромный костюм – он закрывал ноги до середины икры.

Революционный для своего времени наряд вызвала массу возмущений, ведь до этого танцовщицы выступали только в длинных, полностью закрытых платьях




Громоздкие сценические костюмы танцовщиц вплоть до середины XIX доставляли, должно быть, массу неудобств. Эти платья мало отличались от тех, в которых сидели зрительницы, разве что были чуть короче. Корсет, множество юбок и туфли на каблуках – таким был образ балерины в старину. Учитывая, что в театре в те времена для представлений зажигали множество свечей, танцы получались жаркими в прямом смысле слова.

Немного легче было выступать в балетах на модную тогда тему античности – примы наряжались в легкие туники, но их длина все равно оставалась в рамках приличий, что очень мешало развивающейся балетной технике.

Мария Тильони в балете «Зефир и Флора». На балерине первая в мире балетная пачка.
Мария Тильони . На балерине первая в мире балетная пачка.

12 марта 1839 года Мария Тальоне на премьере «Сильфиды» впервые появилась в легкой и воздушной юбочке. Такой революционный костюм придумал для своей дочери Филиппо Тальони – сам в прошлом танцовщик, который остался в истории как педагог и один из крупнейших хореографов эпохи романтизма. Злые языки поговаривали, что причиной создания такого костюма стала нескладная фигура Марии, новый наряд ее прекрасно маскировал, подчеркивая достоинства и создавал ощущение воздушности и грациозности.

Разразившийся скандал послужил в данном случае только на пользу, удобная и легкая юбка быстро прижилась среди балерин и стала уже через несколько десятилетий основным балетным костюмом. Кроме того, Мария впервые заменила туфли на каблуках на особенные – с укрепленным носком, так что именно эта балерина впервые встала на пуанты.

Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910
Матильда Кшесинская в балете «Талисман», ок. 1910

Сегодня трудно судить о достоинствах фигуры Марии Тальоне, но сохранилась одна легенда: когда знаменитая балерина проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. В ответ прима приподняла юбки и продемонстрировала на радость всем присутствующим изящные ножки. Сегодня, когда звезды спорта и шоу-бизнеса страхуют свои особенно ценные части тела на круглые суммы, подобный ответ вовсе не кажется смешным.

Анна Павлова в балетной пачке
Анна Павлова

В нашей стране французская новинка прижилась не сразу, так как нравы отличались большей строгостью. Только через пятьдесят лет мода на балетную пачку дошла до России. Зато наши балерины видоизменили ее, приведя к более современному облику. На этот счет тоже существует легенда. Якобы, прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов рассердилась на слишком длинную юбку и просто отхватила лишнее ножницами. Произошло это перед очередной фотосессией, поэтому новшество сразу заметили.

Хотя историки моды считают, что длина балетных пачек уменьшалась в результате развития техники танца.

Балетные пачки в 1920, 1955 и 2010 годах
Балетные пачки в 1920, 1955 и 2010 годах

С начала XX века балетная пачка постоянно видоизменялась. Анна Павлова, например, чаще всего выступала в очень широкой и длинной юбке, а с 60-х годов пачка приобрела размер плоской «тарелочки», и до сих пор остается такой. Однако юбка в стиле Марии Тальоне тоже вернулась на сцену, называется она теперь «шопенка» - потому что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Еще одним удобным штрихом балетного костюма стала заниженная талия – ее придумали в 20-х годах двадцатого века.

 Современная балетная пачка – это настоящее произведение искусства
Современная балетная пачка – это настоящее произведение искусства

Раньше пачки шили из марли и крахмалили перед каждым выступлением. Сегодня их делают из фатина, индивидуально для каждой балерины. На одну юбку уходит больше 11 метров ткани, она закладывается особыми складочками, а длина слоев меняется, чтобы юбка держала форму - диаметр постепенно увеличивается, начиная от нижнего слоя к верхнему.

Изготовление одной пачки занимает около двух недель. Никаких пуговиц и молний – только крючки, расположенные в шахматном порядке. Некоторые особенно сложные костюмы иногда зашивают прямо на фигуре. Строго говоря, сегодня «пачкой» называют весь костюм – соединенные вместе корсаж, юбку и трусики. Современный образ балерины является таким же историческим достоянием, как и балетная техника, ведь он веками развивался вместе с самим танцем.


источник


Tags: балет, история
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2025 00:45 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments