Однажды, после поездки в Соединенные Штаты Америки уже ставшего известным и именитым Мстислава Ростроповича вызвали в Особый отдел Министерства культуры и спросили:
— Мстислав Леопольдович, как вы посмели оставить американской стороне программу ваших будущих гастролей, и при этом не согласовали её с нами?
Ростропович замялся:
— Да, знаете..., как-то даже и не думал..., а что, нельзя?
— Вы еще спрашиваете! Немедленно напишите новую программу. Здесь же! Сейчас же!
Ростропович сначала растерялся, потом обозлился на особистов и затем написал откровенные фальшивки:
— Моцарт, концерт для виолончели с оркестром... (особенность в том, что Моцарт никогда ничего для виолончели не писал).
— Беллини. Соната для виолончели, флейты и клавесина... (та же история — Беллини никогда не писал сонаты, тем более для флейты и клавесина)
— Риталлани. Концерт для виолончели соло... (такого композитора Риталлани вообще в природе нет, да и не было никогда).
И вы не поверите, но Министерство культуры одобрило выбор маэстро! Минкульт красиво распечатал список типографским способом, заверил у министра Фурцевой, и отправил в США. По словам Ростроповича, принимающая американская сторона чуть не уволила двоих сотрудников за то, что те не смогли отыскать вышеуказанное произведение Моцарта даже в Зальцбургском архиве.
А генеральный менеджер чуть не сошел с ума, пытаясь вспомнить мелодию беллиниевской сонаты. Ни у кого не возникло сомнений в существовании всей этой музыки, т.к. заявка было подписана великим Ростроповичем и заверена министром культуры СССР Фурцевой.
Говорят, по вскрытии этой шуточки, в Штатах хорошо и долго смеялись.
Эдуард Щербина
источник
Journal information