Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Кто такие «бобыли» и почему к ним на Руси относились как к людям второго сорта



Сегодня когда мы говорим «живет бобылем», то имеем в виду одинокого мужчину, который не стремится заводить серьезных отношений с женщинами и тем более вступать в брак. Но само значение слова «бобыль» мало кому знакомо и часто его трактуют неправильно.

Кого называли на Руси бобылями и почему участь этих мужчин была незавидной.


Достаточно долго, начиная с 16 и заканчивая 18 столетием, бобылями в России называли людей, входящих в конкретную социальную группу. Это были не имеющие семьи крестьяне без собственного земельного надела. Другое их название — «нетяглые», связано с тем, что они были освобождены от налога на землю.



Многие ученые считают, что само слово «бобыль» происходит от шведского «boabyle» — наемный рабочий. Есть созвучные слова также в румынском и латышском языках — там они означают «батрак» и «бездельник».

Впервые бобыли упоминаются в документах 16 века — так называли крестьян, подписавших «бобыльскую оброчную запись». Это был своеобразный договор, лишающий человека многих прав и свобод, но предлагающий взамен гарантированное получение пищи и минимума необходимой одежды. Таким образом, бобыль был очень бедным человеком, который практически находился на положении раба — трудился за еду и кров над головой, хотя мог и не быть крепостным.


Открытка конца 19 века с портретом бобыля

Сначала бобыли были только в сельской местности, но затем они появились и в городах. Там они выполняли грязную работу, не требующую высокой квалификации, например, рыли ямы и траншеи и переносили тяжести. Иногда им доверяли мелкую торговлю, а в отдельных случаях бобыль мог стать даже ремесленником.

Часто бобыли жили при монастырях, занимаясь обработкой земли и строительством. Иногда им разрешалось использовать церковные земли в своих целях, но за это взымался особый налог — бобыльщина. Разбогатеть на таких условиях человек не мог и работал только на то, чтобы как-то себя прокормить.


Деревенский бобыль. Фото начала 20 века

Начиная с первого упоминания бобылей в документах начала 16 столетия, везде о них писали и говорили с презрением. На этих мужчинах всегда стояло клеймо гуляки, горького пьяницы и бездельника, даже если бобыль вел размеренную крестьянскую жизнь без излишеств.

Вероятнее всего, стереотип сформировался благодаря тому, что бобыли имели налоговые поблажки, что вызывало у многих зависть и неприязнь к «льготникам». До 1679 года бобыли должны были отрабатывать только половину «тягла».

В 17 столетии бобылей и бобылок (одиноких вдов), которые имели свой дом и хозяйство, лишили привилегий и заставили платить налоги наравне с обычными крестьянами. Благодаря этому уже к 1718 года бобылей перестали воспринимать как особую категорию и они полностью влились в крестьянское сословие.



Особый, немного романтический образ бобыля — человека без семьи и с минимумом обязательств перед обществом, привлекал внимание поэтов, писателей и художников. Наиболее известным изображением мужчины-бобыля можно считать картину великого русского художника В.Г. Перова «Гитарист-бобыль».

На ней изображен бедно одетый немолодой мужчина с гитарой, скорее всего, нетрезвый. Рядом с ним на столе стоит бутылка вина и наполовину пустой стакан. Картина пропитана безысходностью и ее герой вызывает противоречивые чувства — смесь жалости и отвращения. Также хорошо описал жизнь бобыля Сергей Есенин в своем рассказе «Бобыль и Дружок».


источник


Tags: Россия, история, люди
Subscribe

promo astori_18 00:45, Четверг 696
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment