Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Незаконнорожденные на Руси. Как к ним относились и чью фамилию они носили



Если сегодня женщины вполне могут родить «для себя», то всего-то пару веков тому назад родиться в результате греховной связи означало прожить жизнь, полную несчастий, преград и унижений.

«Бастарды» - так называли незаконнорождённых детей в Европе, на Руси же были распространены производные от слова «блуд» - ублюдок, выродок, байстрюк. Сейчас эти слова несут ярко выраженную негативную окраску, и это неспроста, именно так относились к детям, рожденным вне брака. Пусть их вины в грехах родителей и не было никакой.


ласка и родительская любовь доставалась отнюдь не всем детям.

Смешение кровей грозило бы полным вырождением аристократии как таковой. И даже несмотря на тот факт, что представители «голубых кровей», женившись на такой же аристократке как и они сами, вовсе не отказывались от связей с простолюдинками, это не играло никакой роли, ведь бастарды не считались равными детям, рожденным в браке. Жениться на простолюдинке было практически невозможно, мезальянсы не допускались, а браки по договорённостям были абсолютной нормой.

При таком раскладе любовниц у господ было множество, но их потомство не воспринималось всерьез и не ставилось вровень с детьми от законной супруги. Почти как и у лошадей – чистокровность ценилась слишком высоко. У людей происходило по той же аналогии, всяческое уничижение бастардов не давало границам размываться, отделяя аристократов от простолюдинов и возвышая первых.

У медали есть и другая сторона, обеспокоенность вызывала не только чистота крови, но и финансовый вопрос. Бастард не имел права претендовать на какую-либо часть имущества родителей. Обеспеченный отец мог облагодетельствовать определенными благами, но происходило это крайне редко. Чаще всего незаконнорождённого ждала участь «лишнего» человека.

Сыновья чаще всего уходили на службу в армию на несколько десятилетий, чтобы хоть как-то себя прокормить. Девочки нередко попадали в монастырь или шли другой дорогой, противоположной монастырю, становясь девицами легкого поведения. Шансов обустроить свою жизнь у них было крайне мало. Чаще всего считалось, что это казенные дети, а потому государство может использовать их в своих интересах.

Однако родить байстрюка могла и женщина, причем у нее то были куда более широкие возможности сделать это тайно, да еще и привести в дом претендента на наследство. В патриархальном обществе жены, которые рожали детей не от законного мужа, предпочитали скорее избавиться от ребенка, отдав его на воспитание в многодетную семью в какую-нибудь дальнюю деревню, обрекая на нищету и страдания.

В патриархальном обществе роль отца была крайне велика.

Несмотря на столь однозначную позицию со стороны общественности, бастарды вовсе не были редкостью, особенно при царских дворцах. Прислуга охотно рожала от аристократии, а уж тем более, от тех, кто имеет отношение к царской семье. Потому огромное количество любовниц, а главное количество детей, рожденные ими раздували придворное сообщество, делая дворцовые интриги еще более ухищрёнными и жесткими.

Стоит признать, что именно при дворцах, внебрачные дети некоторых высокопоставленных вельмож, чиновников и герцогов, были отчасти признаны и могли устроиться на службу.

Несмотря даже на то, что некоторые бастарды были весьма и весьма успешными людьми, общество всегда стремилось ткнуть им их происхождением. так, в Западной Европе была предусмотрена особая лента, которую крепили на фамильный герб. Так опознавательный знак, с одной стороны говорил о высоком происхождении, с другой о незаконнорождённости. Несмотря на то, что в истории Руси есть примеры того, что бастардам удалось преодолеть все жизненные препоны, им грозила жизнь изгоев и полукровок.

Владимир Красно Солнышко - один из самых успешных бастардов в истории.
Владимир Красно Солнышко - один из самых успешных бастардов в истории.

Например, князь Владимир Красно Солнышко был рожден от связи князя и ключницы. Несмотря на то, что Владимир воспитывался в официальной семье и официальными супругами князя (язычники не исключали многоженства), к нему все же относились соответствующе, но это не помешало ему сесть на престол и крестить Русь.

После того как было принято христианство, отношение к бастардом не особенно изменилось, но их факт рождения стали признавать, разделяя детей, даже рожденных в браке на тех, кто родился от греха. Церковь считалась только с брачными отношениями, все, что выходит за их рамки, считая прелюбодеянием.
Так, даже если ребенок родился в семье, но раньше положенного срока, то он записывался как незаконнорождённый, ведь его мать вышла замуж уже будучи беременной. В Царской России незаконнорождёнными считались дети которые:

• родились вне брака, даже если родители потом узаконили отношения в церкви;
• рожденные в результате прелюбодеяния;
• те, кто родились спустя 306 дней после смерти отца или расторжения брака;
• рожденные в браке, который был признан недействительным;

Дети, которые подпадали под эти пункты, записывались в метрических книгах на имя матери. Фактически это означало сильное ограничение прав ребенка на всю его жизнь. Такие дети не имели права на фамилию отца, на его наследство. А вот женщина не всегда оказывалась не у дел, многие семьи охотно принимали женщину с ребенком, ведь она уже продемонстрировала, что рожать может, а значит, будет хорошей женой, способной родить еще детей – работников и наследников.

Потому, несмотря на суровые законы, не стоит забывать, что на Руси, даже полтора века тому назад, жилось веселее, чем написано в метрических книгах.

Отрицая бастардов уничтожить их как социальный пласт не получилось.

Простодушные селяне порой злобно, а порой по простоте душевной называли их байстрюками, найденком, выгуленком. Хотя встречаются и более оскорбительное «семибатечник» и «приблудыш».

Поскольку отцовскую фамилию им давать было нельзя, то стало принято давать им фамилии и имена по определенному принципу. Чаще всего их даже не вносили в официальную метрику, а иногда священники помечали для себя таких детей, давая им, таким образом, новые имена. Получались разные Иудины и Христиарды.

Часто такие определения, используемые для обозначения бастардов, становились основой их фамилии и имени. Нередко таких детей называли Богданами. Богом данный – так интерпретировалось понятие подкидыш. Так и стало принято, что незаконнорождённые дети назывались Богданами. Мол, не признанные отцами, божьи детки. В фольклоре это отражено как: «Богданушке все батюшки», «если не крещен младенец, то Богдан».

Судьба незаконнорожденных девочек чаще всего особенно печальна.

Богданы, именно в этой интерпретации, есть во многих фамилиях, даже знатных династиях. В роду у Тургеневых есть Богдановская линия, художник Богданов-Бельский говорил, что первая часть его фамилии появилась потому что он незаконнорождённый. Чехов писал о том, что на Сахалине очень много Богдановых и бастардов. Имени Богдан нет в святцах, вместо него используется Федот. Это имя также часто использовалось для нарекания младенцев, родившихся «вне закона».

Со временем в обществе стали относиться к таким деткам более лояльно, считая, что «стакан наполовину полон», их нарекали официальными фамилиями, не забывая добавлять приставку «Полу». Этот же принцип могли использовать для отчества, добавляя приставку к имени матери – «Полунадеждин» «Полуянов».

Необычные, редкие имена часто использовались для того, чтобы выделить незаконнорождённых детей из числа остальных. Подтверждение этому всегда можно найти в классической литературе. Незнамов у Островского, Катюша Маслова Толстого, которая носит фамилию матери.

Сверстники с детства знали, что бастарды - изгои.

Церковь делала свое дело и постоянное проповедование того, что незаконнорождённый ребенок – это человек второго сорта, давали свои плоды, несмотря на то, что количество таких детей только росло, отношение к ним не становилось более снисходительным. Более того, даже по документам они были своим родителям совершенно посторонними людьми. Причем этот вопрос решался на местах и полностью зависел от мнения одного священнослужителя.

Создание регулярной армии и рекрутство во многом способствовало тому, что число детей, рожденных от посторонних мужчин, росло. Немудрено, если мужа забрали на 25 лет в армию, то, что прикажите делать его официальной супруге? Ждать четверть века и потом рожать детей?! Потому никого не удивлял тот факт, что в семье, где отец семейства вроде бы и есть, а вроде бы и нет, дети прибавлялись

Однако если женщина, чей муж отправился на службу, жила с его родными, то беременность могла стать смертным приговором и для нее самой, потому в таких случаях младенцев пытались пристроить в другие семьи. На стыке 18 и 19 веков убийства незаконнорождённых детей приняли если не массовый, то весьма регулярный характер, поскольку матери понимали, что судьба такого ребенка незавидна, воспитать его самостоятельно она не сможет, а оставив его, погубит еще и себя.

В благородных домах дети от греха рождались едва ли не чаще, чем у крестьян.

Все же аристократы старались оставаться гуманными и пусть и не могли присудить своим детям вне брака титулы или отличное образование, все же их судьбу пытались устроить. Нередко их отправляли за границу, считая это лучшим вариантом, ведь и с глаз долой и пристроен, а значит, совесть чиста.

Фамилии в таких случаях давались видоизменённые, не столь явно бастардные как у крестьян. Чаще всего убирался слог, приставка, Трубецкие становились Бецкими, Голицины – Лицинами, Долгоруковы – Рукиными, Потемкины – Темкиными. Иногда использовались аннограммы, как например, в случае Чарнаулский – Луначарский.

Еще одним выходом из положения было дать фамилию по географическому месту. Например, Екатерина II незаконнорождённому сыну переписала землю и имение, находившиеся в Бобриках, а сам он стал Бобринским.

Поковырявшись в своей родословной, нередко они находили фамилии, которые принадлежат их династии, но их уже никто не носит и отдавали их своим внебрачным детям. Например, дети Александра второго от Екатерины Долгоруковой были записаны как Юрьевы – так раньше называли Романовых.

Ситуация стала относительно меняться только к 20 веку, тогда дети, рожденные вне брака стали получать те имена и фамилии, которые давались им родителями или одним родителем. Однако, поменять общественное мнение было гораздо сложнее, чем законодательную базу, а потому сохранялось снисходительно-уничижительное отношение к детям, которые родились вне брака.


источник


Tags: Россия, дети, имена, история, родители, традиции
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 691
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment