Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Тайны «Сталкера». Почему фильм сыграл роковую роль в судьбе Александра Кайдановского



25 лет назад, 3 декабря 1995 г., ушел из жизни известный актер, кинорежиссер, сценарист, педагог Александр Кайдановский. Ему было отведено всего 49 лет, но за это время он успел сыграть более 40 ролей в кино, а его визитной карточкой стала главная роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер».

И хотя этот фильм стал культовым, он сыграл роковую роль в судьбе Кайдановского, а во время съемок он даже пообещал, что больше никогда не будет работать с Тарковским…


Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма *Сталкер* | Фото: tvkinoradio.ru
Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма *Сталкер*

Произведения писателей-фантастов братьев Стругацких кинематографисты пытались экранизировать не раз, но эти попытки всегда были связаны с какими-то сложностями и редко успешно заканчивались. До этапа премьер к концу 1970-х гг. дошли только советский фильм-спектакль «Понедельник начинается в субботу» и чешский сериал, поставленный по «Пикнику на обочине». Оба были разнесены в пух и прах и сняты с эфира.

Когда Андрей Тарковский заявил о своем желании снять фильм по повести Стругацких «Пикник на обочине», в Госкино его предупредили, что за этими авторами закрепилась репутация «неэкранизируемых». Однако режиссера это не остановило.

В 1974 г. он предложил братьям Стругацким написать киносценарий по их повести. Если бы они тогда знали, на сколько лет растянется эта работа, и сколько раз им еще придется переписывать сценарий, возможно, сразу отказались бы, но поначалу известие о том, что за экранизацию берется сам Тарковский, их очень обнадежило.

Кадр из фильма *Сталкер*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Сталкер*, 1979

Работа над фильмом проходила очень тяжело и в общей сложности с момента написания первого варианта сценария заняла 5 лет. Сначала Тарковского не устроила новая трактовка сюжета – писатели изменили героев, добавили некоторые детали, переделали финал. Эта версия показалась режиссеру слишком пестрой, и он попросил переписать сценарий. Стругацкие согласились внести правки.

Затем Тарковский в Таджикистане нашел подходящую натуру для съемок, подобрал актерский состав, но в Госкино все никак не подписывали разрешение о запуске фильма в производство. Когда оно наконец было получено, в предполагаемом месте съемок случилось мощное землетрясение, и режиссеру пришлось искать новую натуру. В результате выбор остановился на заброшенной электростанции и плотине на реке Ягала недалеко от Таллина.

Кадр из фильма *Сталкер*, 1979 | Фото: domkino.tv
Кадр из фильма *Сталкер*, 1979

На этом сложности не закончились. Во время съемок у режиссера случился конфликт с оператором Георгием Рербергом: Тарковский намеревался снять в главной женской роли свою жену Ларису, а оператор пригласил на пробы Алису Фрейндлих, которая оказалась куда более убедительной в этом образе.

Во время работы режиссера не устраивало качество съемки, а оператор был возмущен тем, что Тарковский на ходу вносил правки в сценарий и постоянно перестраивал материал. Последней каплей стало то, что летом 1977 г. на этапе проявки пленки в «Мосфильме» весь отснятый материал был испорчен – то ли из-за случайной ошибки, то ли из-за намеренной. Тарковский обвинил во всем оператора, остановил съемки и снова решил переделать сценарий.

Стругацкие вновь взялись за работу, а вместо Рерберга нашли другого оператора. О требовательности режиссера ходили легенды и до этого, а на этот раз он объяснял свою позицию тем, что снимал «Сталкера» 2 года, но готовился к нему всю жизнь. В 1978 г. он вернулся к работе, и фильм был полностью переснят.

Алиса Фрейндлих в фильме *Сталкер*, 1979 | Фото: domkino.tv
Алиса Фрейндлих в фильме *Сталкер*, 1979

На второй год съемок атмосфера накалилась до предела. Актеры устали одну и ту же сцену играть по несколько дублей, новый сценарий и новый текст им часто вручали прямо перед началом съемок. Алиса Фрейндлих несколько раз теряла сознание в кадре, а Кайдановский поклялся, что больше никогда не будет работать вместе с Тарковским.

Говорят, однажды они даже подрались. При этом никто из актеров не отказался от дальнейших съемок, хотя Кайдановский до этого часто конфликтовал и с актерами, и с режиссерами, и мог уйти со съемочной площадки, если его что-то не устраивало.

В результате роль Сталкера – проводника в образовавшуюся после падения метеорита радиоактивную Зону, где, по слухам, расположена некая комната, наделенная способностью исполнять сокровенные желания человека, – стала самой яркой в фильмографии Кайдановского и его визитной карточкой.

Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма *Сталкер* | Фото: domkino.tv
Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма *Сталкер*

При этом блестящая работа сыграла роковую роль в творческой судьбе актера: после премьеры его называли одним из самых талантливых советских артистов, по уровню мастерства ничем не уступавшему режиссерскому гению Тарковского, но сам Кайдановский впал в депрессию – он понимал, что достиг своего пика и вряд ли сможет сыграть лучше.

К тому же ролей такого уровня ждать было больше не от кого. Одному из знакомых он тогда сказал: «Я не могу сниматься у режиссеров, которые глупее меня». Он даже всерьез задумывался о завершении актерской карьеры, полностью разочаровавшись в этой профессии. Кайдановский говорил: «Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого».

Бывшая жена актера Ирина рассказывала: «С одной стороны, он уважал Тарковского как режиссера, а с другой, говорил, что тот не щадит актеров. «Железный» режиссер. Кстати, именно после «Сталкера» Саша сказал, что ему «играть больше некого», и ушел в режиссуру...».

Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров и решил сменить профиль деятельности. В 1980-х гг. он сам начал снимать кино, а позже преподавал режиссуру в Щукинском училище. Однако на режиссерском поприще Кайдановскому не удалось реализовать всех своих планов и добиться широкого признания. Он снял несколько короткометражных фильмов, а самыми яркими его режиссерскими работами называли полнометражный фильм «Жена керосинщика и клип на песню Бориса Гребенщикова «Гарсон №2».

Александр Кайдановский в роли Сталкера, 1979 | Фото: domkino.tv
Александр Кайдановский в роли Сталкера, 1979

Спустя годы «Сталкер» назвали культовым фильмом, одной из вершин советского кинематографа, а поначалу он не пользовался успехом у зрителей. Хотя для успешного проката не было и надлежащих условий – в Москве его показали всего в трех кинотеатрах, а по другим городам отправили всего 196 копий.

А вот на Западе фильм заслужил признание: в 1980 г. «Сталкер» получил специальный приз на Каннском кинофестивале, и лишь после этого о нем написали в советской прессе, а Тарковский получил звание Народного артиста СССР.

О роковой роли «Сталкера» говорили позже не только по отношению к Кайдановскому. В одной из сцен фильма было видно белую пену, плывущую по реке. Это случилось непреднамеренно и не было задумкой режиссера – соседний целлюлозный комбинат регулярно сливал отходы в реку. Съемочная группа жаловалась на то, что и воздух, и вода отвратительно пахли, и у многих начались проблемы с бронхами и появились кожные аллергии.

Этот район называли экологически небезопасным, и когда спустя годы сам Тарковский, его жена и актер Анатолий Солоницын ушли из жизни из-за злокачественных новообразований в легких, многие вспомнили об этих съемках рядом с химкомбинатом. В одной из сцен был показан лист календаря с датой 28 декабря, а ровно через лет, в ночь с 28 на 29 декабря 1989 г. Тарковского не стало.

Кадр из фильма *Сталкер*, 1979 | Фото: domkino.tv
Кадр из фильма *Сталкер*, 1979

Конечно, нельзя с уверенностью сказать, была ли на самом деле взаимосвязь между этими фактами, но за фильмом закрепилась дурная репутация. А после Чернобыльской катастрофы в 1986 г. картину Тарковского стали называть пророческой – он словно предугадал события и первым в мире кино вывел слово «зона» из тюремного лексикона и заговорил о его другом значении – «зона отчуждения», «место катастрофы».

3 декабря 1995 г. после третьего инфаркта Александр Кайдановский ушел из жизни. Спустя годы его признали одним из самых загадочных, талантливых и недооцененных советских актеров. Его бывшая жена Ирина Бычкова говорила: «Саша считал, что в тридцать с чем-то – наивысший пик творчества, а к сорока годам все заканчивается. Поэтому не мыслил себя старым, не за жизнь, а за пик творчества цеплялся. И на свой пик он забрался».


источник

Tags: артисты, история, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эта сволочь лежал на диване

    Весь наш брак, все 7 лет. Приходил с работы, рюкзак кидал рядом с ботинками и заваливался на спину. Он бесился даже когда я звала его ужинать,…

  • Про любовь вам расскажу. Павел Белянский

    Потому, как ещё назвать, когда ты в воскресенье, которое как бы выходной, за которым неумолимо наступает понедельник, который по всем признакам…

  • Колечко. Валерий Зеленогорский

    Он хлопает меня по руке своей пухлой ручищей и я вижу, как на его часах, на ремешке висит маленькое колечко, низкопробное, почти затертое.…

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments