?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

" Memento mori"

Фрагмент скульптурного мемориала кардинала Джузеппе Ранато Империали в римской церкви Сант-Агостино. Паоло Поси (проект) и Пьетро Браччи (скульптура), 1741 год. | Фото: atlasobscura.com.
Фрагмент скульптурного мемориала кардинала Джузеппе Ранато Империали в римской церкви Сант-Агостино. Паоло Поси (проект) и Пьетро Браччи (скульптура), 1741 год.

Повсюду в церквях Рима можно встретить лики смерти. Они украшают могилы знатных людей и католических священников. Эти мраморные мемориальные украшения -удивительные скульптурные произведения искусства, которые философски символизируют смертность бытия.


Намогильное украшение кардинала Чинцио Альдобрандини в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Скульптор Карло Биззачерри,1610 год. | Фото: flickr.com.
Намогильное украшение кардинала Чинцио Альдобрандини в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Скульптор Карло Биззачерри,1610 год.

Церкви Вечного города за прошедшие века стали настоящими некрополями. В отличие от мощей святых, выставленных напоказ, а также захороненных в толще грунта останков прихожан и духовенства, от которых почти не осталось и следа, рельефно выделяются вычурные скульптуры периода барокко. Они украшают могилы, не позволяя забыть о погребенных здесь кардиналах католической церкви, а также богатых и влиятельных людях Рима.

Украшение могил в церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Скульптор Джузеппе Маццуоли. | Фото: laudanum-bottles.tumblr.com.
Украшение могил в церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Скульптор Джузеппе Маццуоли.


Мемориал Карло Эмануэле Виззани в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва. Скульптор Доминико Гвиди, 1661 год. | Фото: atlasobscura.com.
Мемориал Карло Эмануэле Виззани в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва. Скульптор Доминико Гвиди, 1661 год.

Типичный сюжет среди этих рельефов и скульптур – скелет, обнимающий лик усопшего. Такие сценки назидательно напоминают посетителям церкви, что никто не вечен и все когда-то умрут. Эти произведения мастеров Ренессанса довольно вычурные, часто украшены золотом и тонировкой. Над их созданием работали лучшие скульпторы XVII-XVIII вв.: Джованни Лоренцо Бернини, Доменико Гвиди, Джузеппе Маццуоли, Джованни Баттиста Джизлени.

Могила кардинала Мариано Пьетро Веччиарелли, 1639 год. | Фото: hiveminer.com.
Могила кардинала Мариано Пьетро Веччиарелли, 1639 год.


Изображение на фасаде церкви Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте. Архитектор Фердинандо Фуга, 1738 год. | Фото: atlasobscura.com.
Изображение на фасаде церкви Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте. Архитектор Фердинандо Фуга, 1738 год.

Белоснежные мраморные скелеты в натуральную величину иногда «говорят» простые выражения на латыни. На фасаде римской церкви Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте на барельефе с ухмыляющимися скелетами выгравированы слова «Hodie mihi cras tibi», что означает «Сегодня — я, завтра — ты». Также на могильных композициях встречается выражение «Memento Mori» - «Помни, что смертен», и другие.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Скульптура на могиле Джованни Баттиста Джизлени, которую он сделал сам перед своей смертью в 1672 году. | Фото: atlasobscura.com.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Скульптура на могиле Джованни Баттиста Джизлени, которую он сделал сам перед своей смертью в 1672 году.


Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Могила принцессы Марии Элеоноры Бонкомпаньи Людовиси, умершей в 1745 году. | Фото: atlasobscura.com.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Могила принцессы Марии Элеоноры Бонкомпаньи Людовиси, умершей в 1745 году.


Церковь Джезу э Мария. Мемориал Камилло дель Корно работы Доменико Гвиди. | Фото: atlasobscura.com.
Церковь Джезу э Мария. Мемориал Камилло дель Корно работы Доменико Гвиди.

Несмотря на мрачные сообщения, скелеты мастеров барокко выглядят удивительно живыми. Часто они танцуют в «пляске смерти», популярном средневековом сюжете. Это настолько дико, что не может оставить зрителя равнодушным.

Мемориал Алессандро Валтрини в церкви Сан Лоренцо в Дамасо (Рим, Италия). Мраморный рельеф работы Джованни Лоренцо Бернини, 1639 год. | Фото: atlasobscura.com.
Мемориал Алессандро Валтрини в церкви Сан Лоренцо в Дамасо (Рим, Италия). Мраморный рельеф работы Джованни Лоренцо Бернини, 1639 год.


Скульптурный мемориал кардинала Джузеппе Ранато Империали в римской церкви Сант-Агостино. Паоло Поси (проект) и Пьетро Браччи (скульптура), 1741 год. | Фото: romeartlover.it.
Скульптурный мемориал кардинала Джузеппе Ранато Империали в римской церкви Сант-Агостино. Паоло Поси (проект) и Пьетро Браччи (скульптура), 1741 год.

Но образ скелета не так прост. Это уже не просто предвестник смерти. Скульптурные работы Джованни Бернини сделали популярными скелетов с крыльями. Это сложная аллегория на неизбежное течение времени и уверенность в том, что смерть и разложение тела является первым этапом перехода к вечной жизни. Скелет говорит «Вы умрете», что, для некоторых, может означать «Вы еще не жили».

Могила маркиза Джозефа Рондинин в церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо. Фото: atlasobscura.com.
Могила маркиза Джозефа Рондинин в церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо.


источник


promo astori_18 june 19, 2025 00:45 695
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…

Profile

astori_18
Ирина

Latest Month

December 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com