Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

«Climat» для Нади и другой парфюм, о котором мечтали советские женщины



Сейчас принято называть советских женщин неизбалованными. Однако марки парфюма из того времени многие вспоминают до сих пор и отмечают, что аналоги по качеству и стойкости найти не так уж и просто. Возможно, так кажется оттого, что речь идет о временах, «когда деревья были большими», или действительно «раньше все было натуральным».

Сегодня аутентичные флакончики популярных советских, болгарских и прибалтийских духов стоят очень дорого, и найти их непросто, но коллекционеры и любители поностальгировать отдают эти деньги не задумываясь, ведь запахи имеют удивительную особенность будить воспоминания о давно ушедших днях.


«Красная Москва»

Название этих духов знают даже те, кто родился уже не в СССР. Известно, что это «аромат с историей», хотя версий этих «историй» сегодня гуляет несколько: согласно одному из вариантов, эта парфюмерная композиция была создана для императрицы Марии Федоровны «сыном французского мыловара» Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых, по другому - «Любимый букет императрицы» путают со старинным ароматом «Букет императрикс», либо вообще утверждают, что «Красная Москва» появилась в производстве гораздо позднее, в середине 1920-х, при участии жены будущего наркома В. М. Молотова Полины Жемчужиной.

«Красная Москва» - легендарная марка советских духов
«Красная Москва» - легендарная марка советских духов

Знаменитый флакончик не раз «снимался в кино». По одной из легенд, ярой поклонницей «Красной Москвы» была Любовь Орлова, однако старые кадры не могут донести до нас аромат звезды советского экрана. Но вот в «Девчатах», на тумбочке в общежитии, мы можем разглядеть знакомую красную коробочку, а также увидеть в «Покровских воротах», когда «Красную Москву» обязательно нужно подарить будущей теще, так как это – ее любимые духи. Аромат с говорящим названием стал настоящим символом эпохи, и сегодня, реконструируя времена СССР, ни один режиссер не обходит стороной эту деталь.

«Красный мак»

«Красный мак» - идеологически-выдержанная парфюмерия, созданная для советских женщин
«Красный мак» - идеологически-выдержанная парфюмерия, созданная для советских женщин

В Советском Союзе было принято выпускать новые марки товаров общего потребления к годовщинам празднования революции. В честь десятилетия Великого Октября на фабрике «Новая заря» создали аромат, который сочетал в себе экзотику востока и ветер свободы.

Идея парфюмерной композиции и название были навеяны балетной постановкой Рейнгольда Глиэра. «Красный мак» на сцене рассказывал о судьбе китайской танцовщицы Тао Хоа, влюбленной в капитана советского корабля. В конце балета тело девушки, отдавшей жизнь за любимого, осыпали лепестками красного мака, а освобожденная от рабства европейцев китайская беднота захватывала порт.

Аромат был создан как будто по мотивам этого произведения и несколько десятилетий оставался любимым парфюмерным букетом советских женщин. Автором «Красного мака» стал Давид Гарбер, десять лет спустя он стал техническим директором (главным парфюмером) «Новой зари».

«Манон»

Реклама «Манон» 1930-х и флакон выпуска 1970-х
Реклама «Манон» 1930-х и флакон выпуска 1970-х

Еще один аромат от Давида Гарбера отличался по настроению – в 1930-х жизнь в стране изменилась, и новое поколение требовало духов чуть менее идеологических. В моде были спорт и юность, поэтому новые парфюмерные композиции отличались более свежими нотами. Духи «Манон» считаются «долгожителями» советского парфюма, – их выпускали вплоть до 1980-х, хотя бытовало мнение, что более поздние выпуски не могли сравниться с первыми, оригинальными.

«Злато скифов»

«Злато скифов» - духи, памятные женщинам СССР
«Злато скифов» - духи, памятные женщинам СССР

Еще один легендарный советский аромат, история создания которого также овеяна легендами. Согласно одной из версий, духи были созданы в непростой для нашей страны послевоенный период, и экзотика древних сокровищ стала для людей, уставших от ужасов войны, настоящим глотком свежего воздуха.

Однако по другой версии, этот аромат создан был гораздо позднее, в 1988-м году и приобрел популярность на волне всеобщего дефицита. Интересно, что «Злато скифов» выпускают до сих пор, но он отличается от первых образцов, ведь в Советском Союзе для производства использовали обычно натуральные компоненты.

«Тет-а-тет»

Духи «Тет-а-тет» - полуфранцузская мечта советских женщин
Духи «Тет-а-тет» - полуфранцузская мечта советских женщин

Духи, появившиеся в начале 1980-х, сразу стали желанной роскошью благодаря удачному рекламному ходу: на этикетке красовалась надпись «Москва-Париж», что трактовалось как совместное производство и сотрудничество с французскими парфюмерами. На деле это означало следующее: СССР всегда закупал за границей ингредиенты для парфюмерной промышленности, но с середины 1970-х от простых душистых веществ перешли к покупке сложносоставных композиций.

На отечественных фабриках их брали за основу и добавляли пару новых нот, - получались образцы, близкие к европейским, но при этом индивидуальные. Именно так в 1978 году появился аромат «Тет-а-тет», как результат совместной работы «Союзпарфюмпрома» и парижской компании «Marbel». Флаконы раскупались в первые же часы появления на прилавках и долгие годы эта лимитированная серия оставалась заветной и недостижимой мечтой советских женщин. Позднее духи стали выпускать более массово.

«Ландыш серебристый»

Ландыш – один из немногих цветов, эфирные масла которого не поддаются дистилляции, поэтому все «ландыши» в мировой парфюмерии были созданы искусственно – еще с начала XX века европейские модные дома пытались воспроизвести этот аромат, соединяя ноты бергамота, сирени, иланг-иланга и жасмина.

В 1950-м году главный парфюмер фабрики «Северное сияние» Белла Гутцайт создала уникальную композицию с цветочными и зелеными нотами, названную «Лесным ландышем», а в 1952 году парфюмерам помогли ученые - исследовательская группа из Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ получила соединение, которое назвали лилиальальдегидом. На его основе чуть позднее и был создан легендарный «Ландыш серебристый».

«Ландыш Серебристый», дизайн 1950-х годов — в стеклянном флаконе объемом 36 мл с гравировкой, бодрюшем, повязанной вокруг горлышка декоративной лентой и притёртой пробкой.
«Ландыш Серебристый», дизайн 1950-х годов — в стеклянном флаконе объемом 36 мл с гравировкой, бодрюшем, повязанной вокруг горлышка декоративной лентой и притёртой пробкой.

«Белла Львовна воплотила в «Ландыше серебристом» веру и надежду в светлое будущее. И цветок, и сами духи стали символом послевоенного оптимизма.» - считают исследователи советской парфюмерии. «Тонкий, холодный и чуть влажный аромат» на многие десятилетия завоевал сердца советских женщин.

Духи были настолько популярны, что кроме «Северного сияния» позднее стали выпускаться и на парфюмерной фабрике в Николаеве. Возможно, что одной из причин его массового производства была небольшая себестоимость, но, несмотря на это, «Ландыш серебристый» до сих пор вспоминается с теплотой и ностальгией.

Культуру в массы

В СССР воспитывали высококультурных граждан, поэтому названия парфюмерных композиций часто были отсылками к литературе, музыке или другим видам искусства. К 150-летнему юбилею Пушкина советские парфюмеры создали яркую композицию, в которой сочные переливы дубового мха перемежались с терпким пачули и бергамотом. Духи «Пиковая дама» любили дамы старшего возраста, они были признаком зрелости.

Духи «Пиковая дама» - юбилейный привет русской классике
Духи «Пиковая дама» - юбилейный привет русской классике

Еще были популярны в СССР духи «Балет» и «Признание», - последние посвящались театру и театральным актерам. А вот оригинальное название «Быть может…» появилось благодаря джазу. В 1950-х лучший европейский трубач Эдди Рознер со своим коллективом написал несколько песен для «Карнавальной ночи», и одна из композиций этого коллектива «Может быть» произвела такой фурор в Польше, что парфюмеры создали духи с похожим названием. Позднее популярную марку стали выпускать и в СССР.

Польские духи «Быть может…», популярные в СССР
Польские духи «Быть может…», популярные в СССР

Латвийская парфюмерия

«Тайна рижанки» - заветный прибалтийский шик
«Тайна рижанки» - заветный прибалтийский шик

Болгарские и польские парфюмы очень ценились советскими женщинами, сравниться с ними могли только прибалтийские духи. Они считались более изысканными и элегантными, чем продукция «Новой зари» и «Северного сияния», тем более, что достать их было на порядок сложнее. Одной из самых желанных считалась «Тайна рижанки» марки «Дзинтарс». Духи были выпущены в 1987 году и получили высокую оценку на международном конкурсе в Париже. Как и многие удачные парфюмерные композиции из прошлого, они выпускаются до сих пор.

Настоящие французские духи

В фильме «Ирония судьбы», получив новогодний подарок от Ипполита, Надя восклицает: «Настоящие французские духи! Они же дорогие!». В руках у героини – бело-синяя коробочка знаменитых «Climat». Стоили они действительно дорого, даже в магазине за них нужно было выложить от двадцати до сорока рублей, и при этом найти импортный парфюм было очень сложно. Создал изысканный аромат французский парфюмер Жерар Гоупи в 1967 году, выпускались они несколько десятков лет и были настоящим счастьем для советских женщин.

В 80-х «Climat» выпускались в ярко-синей упаковке
В 80-х «Climat» выпускались в ярко-синей упаковке


источник


Tags: СССР, интересно, история, парфюмерия
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 691
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment