Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Александр Беггров. Как морской офицер стал художником и почему закончил жизнь выстрелом в сердце



История помнит немало случаев, когда художниками становились уже в зрелом возрасте. Что называется по зову сердца или в силу открывшегося таланта, а то и для того, чтобы исполнить свою детскую мечту. О таком художнике сегодня пойдет речь.

Знакомьтесь, Беггров Александр Карлович - морской офицер, выдающийся русский живописец-маринист, передвижник, один из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX — начала XX века.


Александр Карлович вошел в историю русской живописи как акварелист, академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, продолжавший в своем творчестве академические традиции пейзажного жанра.

 Беггров Александр Карлович - морской офицер, выдающийся русский живописец-маринист, передвижник.
Беггров Александр Карлович - морской офицер, выдающийся русский живописец-маринист, передвижник.

Жизненный путь от морского офицера до художника

Александр Беггров (1841–1914) родился в Санкт-Петербурге в семье известного петербургского акварелиста и литографа Карла Иоахима Беггрова, академика Петербургской Академии художеств. Дар к рисованию у мальчишки проявились еще в раннем детстве. Да и как ему было не проявиться, когда жил он и воспитывался в творческой среде. Однако, когда подрос, отец распорядился будущим сына по своему усмотрению. Невзирая на сопротивление Александра, отец отдал юношу в Николаевское инженерное и артиллерийское училище Морского министерства.

«Набережная Невы», 1876 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.
«Набережная Невы», 1876 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.

В 18 лет во время морского парада, посвященного открытию памятника императору Николаю I состоялось первое знакомство Александра с флотом. Увиденное настолько впечатлило парня, что он сделал несколько зарисовок на бумаге. Эти рисунки попали на глаза чиновникам из Военного ведомства и произвели на них хорошее впечатление. Это в будущем сыграет немалую роль карьере Беггрова.

«Гавр. Вход в порт во время прилива», 1876 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.
«Гавр. Вход в порт во время прилива», 1876 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.

Спустя три года его произвели в офицеры, и в 1863 году в чине прапорщика Корпуса инженер-механиков он поступил на службу на Императорский Балтийский флот и отправился в далекое плавание. Отплыв от берегов Балтики на броненосце «Ослябя», возвращался назад на фрегате «Александр Невский». Правда, по дороге домой в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании. Корабль ушел на дно, но большую часть команды удалось спасти. Будущий художник также оказался в числе спасенных.

«Схевенинген. Починка рыбачьих судов», (1877) — Саратовский художественный музей. Автор: Александр Беггров.
«Схевенинген. Починка рыбачьих судов», (1877) — Саратовский художественный музей. Автор: Александр Беггров.

Благодаря этой катастрофе состоялась судьбоносная встреча Александра Беггрова с известным маринистом Алексеем Боголюбовым, который использовал эскизы и зарисовки молодого офицера, для написания своих полотен, посвященных трагическому кораблекрушению «Александра Невского». Именно он подсказал тогда молодому человеку - "не закапывать свой талант в землю".

«Винтовой фрегат «Светлана»», (1878) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.
«Винтовой фрегат «Светлана»», (1878) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.

Сойдя на берег, Александр Беггров пару лет заведовал чертёжной мастерской в Адмиралтействе Санкт-Петербурга. А с 1870 по 1873 год в качестве вольнослушателя 30-летний офицер начал посещать Петербургскую Академию Художеств, где обучался в пейзажном классе профессора Михаила Клодта. Наставником Беггрова в Академии также был и, ранее знакомый - Алексей Боголюбов.

«Открытие морского канала в Санкт-Петербурге в 1885 году», (1886) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.
«Открытие морского канала в Санкт-Петербурге в 1885 году», (1886) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.

Однако уже в 1871 году начинающий художник был вынужден прервать занятия живописью в академии. Он был удостоен чести сопровождать Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании на винтовом фрегате «Светлана». Это путешествие позволило художнику создать много талантливых работ, за которые в 1873 году был награжден Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств.

«На палубе фрегата Светлана», 1884 год. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.
«На палубе фрегата Светлана», 1884 год. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Автор: Александр Беггров.

В 1874 году Александр Карлович Беггров вышел в отставку и уехал в Париж, где продолжил обучение у известного французского художника Леона Жозефа Флорантена Бонна. И именно там, в столице Франции, он сошелся с группой русских художников-передвижников: с Ильёй Репиным, Константином Савицким, и другими. Со временем, проникнувшись идеями передвижничества, Александр Карлович стал регулярно участвовать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. А начиная с 1876 года он стал полноправным членом этого Товарищества.

«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей », 1879 Государственный музей А.С.Пушкина, Москва. Автор: Александр Беггров.
«Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей », 1879 Государственный музей А.С.Пушкина, Москва. Автор: Александр Беггров.

Любопытный факт: Беггров принимал участие во Всемирной выставке в Вене в 1873 году, в Париже в 1878 и 1900 годах, а за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» был удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.

«Пейзаж с лодкой и месяцем», 1891 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.
«Пейзаж с лодкой и месяцем», 1891 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.

В 1878 году Александр Беггров высочайшим указом был назначен художником Морского министерства и остался в этой должности до конца жизни. Вскорости живописец стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. А в 1899 году художник был удостоен звания академика Императорской Академии художеств, в 1912-м Александру Карловичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии художеств.

«Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год», (1887год.). Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.
«Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе. 1886 год», (1887год.). Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.

Будучи отставным офицером он писал в основном морские пейзажи, на которых изображал корабли и эскадры. Боевую морскую технику он знал в совершенстве. Мачты, реи, паруса, все мельчайшие детали паровых судов для него были привычными вещами. Нередко, критикуя картины своих коллег, где были допущены малейшие неточности в изображении морских судов, ворчал: „Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!“

Шевенинген. Голландия. 1887 год. Автор: Александр Беггров.
Шевенинген. Голландия. 1887 год. Автор: Александр Беггров.

Он также мастерски справлялся с рисунком и акварелью, изображая городские виды, на которых четко прослеживалась и хорошая композиция, и перспектива, и чувство ритма. Однако критики нередко писали, что некоторые работы Беггрова носят чисто иллюстративный характер, и что условная умелость художника является трафаретной, благодаря заученной манере письма, выработанной годами.

«Императорская яхта «Штандарт» (1858—1879)», (1892) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.
«Императорская яхта «Штандарт» (1858—1879)», (1892) — Центральный военно-морской музей. Автор: Александр Беггров.

Если человек талантлив, он талантлив во всем

У Александра Беггрова был невероятно строгий, напористый и ворчливый характер. Лицо всегда строгое, и, если когда и засмеется на секунду, то и тогда выражение лица не изменялось, как будто смех исходил не от него. Он невероятно был изобретателен, и если уж задумывал, что-либо - обязательно доводил до логического конца.

В 1892 году художник с супругой обосновался в Гатчине, под Санкт-Петербургом, где купил на пустыре участок, построил на нем дом и посадил небольшой сад. Начав устраивать свою землю, отовсюду свозил щепу, навоз для удобрения почвы. Развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. Причем сорта были необычные: по величине и вкусу в округе ни у кого не было подобных ягод.

Мало того: выписал необыкновенные штамбовые розы, которые ревностно оберегал от морозов зимой, а летом жители Гатчины приходили любоваться ими в чудесном саду Беггрова, который еще и умудрялся выращивать в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозимыми с южных областей...

«Утро на Невском проспекте», 1880 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.
«Утро на Невском проспекте», 1880 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.

Он был великолепнейшим кулинаром. Нередко приглашал к себе в дом друзей и угощал их таким обедом, какой не мог приготовить даже лучший повар. Когда приезжали гости, хозяин дома предлагал им заняться чем-либо в его отсутствие — посмотреть альбомы, картины, почитать прессу, а сам отправившись на кухню, надевал передник и принимался за стряпню. Когда все усаживались за стол, он приносил суп, открывал крышку супника и молча стоял, ожидая реакцию гостей.

Один аромат приправленного различными кореньями и приправами супа приводил их в восторг. Гости едва воздерживались, чтобы не попросить добавки, потому как знали, что их ожидает впереди еще большее чудо кулинарного искусства. И действительно, хозяин выносил под большим колпаком второе блюдо, заставив сидящих за столом, замереть в восхищении только от его вида и запаха. Прием пищи чередовался с добротным вином, которое подбирал Беггров со знанием дела. После обеда Александр Карлович вел гостей в сад и угощал их необыкновенными ягодами со своего сада.

«Петербург зимой», 1898 Челябинская областная картинная галерея. Автор: Александр Беггров.
«Петербург зимой», 1898 Челябинская областная картинная галерея. Автор: Александр Беггров.

В доме художника еда доводилась до высшей степени искусства без количественного излишества. "Кулинарное искусство он приравнивал к другим искусствам, где не было идеи, а только погоня за внешним. Он говорил, что тешить глаз одними красками — все равно, что насыщать желудок вкусными блюдами. Зрение и чувство вкуса в этом случае равноценны… Побывавшие на его обеде впервые, на всю жизнь проникались почтением к его кулинарному таланту…"

Еще Александр Карлович развел в своем хозяйстве птичник, в котором держал необыкновенных кур, которые были очень опрятны, неслись в строго определенное время, выполняя с точностью свои обязанности. Злопыхатели уверяли, "что у Беггрова куры несут яйца не в гнездах, а на особые фарфоровые чашечки, подставляемые в нужную минуту хозяином", и что будто бы он много раз менял петухов, пока не нашел вполне отвечающего своему назначению.

«Горное озеро», 1894 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.
«Горное озеро», 1894 Частное собрание. Автор: Александр Беггров.

И, что любопытно, все, что делал и применял в своем хозяйстве Александр Карлович, не было взято из книг или каких-либо других руководств, а придумано им самим и угадано тонким чутьем изобретателя с проверкой на собственном опыте. Во всех мелочах он проявлял твердый, как кремень, характер. И если уж упрется в чем-нибудь, даже в пустяке — ни за что его было не сдвинешь.

Крах

Однако в одночасье все рухнуло в жизни художника: умерла его жена, и у него совсем опустились руки. Он забросил свой чудо-сад, птичье хозяйство. Позже продал дом и снял квартиру. "В жизнь его вползла скука, безразличие к окружающему, что привело к упадку его душевных и физических сил. Он стал точно покрываться ржавчиной, опускался и не в силах был противостоять невзгодам и болезни".

«Петербург со стороны Невы», 1899 год. Астраханская государственная картинная галерея. Автор: Александр Беггров.
«Петербург со стороны Невы», 1899 год. Астраханская государственная картинная галерея. Автор: Александр Беггров.

От продажи дома он получил некоторую сумму. Вместе с прежними сбережениями она давала художнику возможность без нужды существовать. Но жизнь без какой-либо деятельности была ему абсолютно не в радость. Живопись? Но если и раньше она не заполняла его целиком, а точнее - не была содержанием всей его жизни, то теперь он к ней совсем остыл и ничего не писал к выставкам, даже сердито ворчал, когда его спрашивали, что он пишет.

Последнюю свою работу художник еле закончил к выставке 1912 года и больше за кисть не брался. В том же году Беггров пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».

Последние полтора года художник тяжело болел. Он стойко переносил сильнейшие боли, но, не желая поддаваться слабости, терпел молча, не жалуясь на мучения. А когда стало совсем невыносимо жить, Александр Беггров в ночь с 14 на 15 апреля 1914 года, в край измученный, покончил с собой выстрелом из револьвера в сердце. Был похоронен на городском кладбище рядом с женой Люсией Беггровой. Так, увы, трагически оборвалась жизнь талантливого человека.


источник


Tags: живопись, художники
Subscribe

promo astori_18 june 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments