Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Анна Щетинина. Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания



До нее ни одна женщина не называлась капитаном дальнего плавания, но не ради мировой славы Анна Ивановна Щетинина затеяла этот путь к успеху. Просто она очень любила море. И ради этой любви преодолевала такие препятствия, которые и теперь, спустя сто лет, кажутся слишком большой платой за мечту.

На склоне лет Щетинина и сама признавалась, что выбрала совершенно не женское дело. Но о выборе своем не жалела никогда.



Решение стать капитаном она приняла в шестнадцать лет. Было это в 1924 году, когда семья Ивана Щетинина, работавшего на рыбном промысле в лимане Амура, приехала на летние каникулы к отцу – помочь в разгар сезона с выполнением плана. Анна впервые оказалась на морском судне, она изучила весь корабль, тогда и поняла, что свое будущее навечно хочет связать с морем.

Была тут только одна проблема – женщин в плавание не пускали, плохой приметой считалась само по себе наличие «юбки на корабле». И уже совершенно невозможно было рассчитывать женщине стать капитаном.

Щетинина во время учебы в морском техникуме. Источник: sibreal.org
Анна во время учебы в морском техникуме

Анна Щетинина родилась на станции Океанская под Владивостоком, в 11 лет начала учиться в начальной школе другой станции, Садгород. Семья была простая, рабочая, вместе с Анной в ней воспитывались ее брат и сестра. Ко всем своим детям отец относился строго, обучал их трудным, но необходимым для жизни навыкам, например, стрельбы из ружья: рядом был Китай, и уметь пользоваться огнестрельным оружием было необходимо, чтобы не стать жертвой банд хунхузов.

Жили бедно – настолько, что не могли оплачивать поездки детей до школы, которая с 1922 года находилась на станции Седанка в семи километрах от дома. Тут ничего особо примечательного нет, Анна стала скорее типичным представителем своего поколения, вынужденного совершать такие ежедневные длительные путешествия к знаниям. А все-таки надо отметить, хорошая физическая форма пригодится в будущем той, которая замахнулась на многовековые устои ради воплощения своей мечты.

Анна в 1935 году и со своим мужем, Николаем Качимовым.
Анна в 1935 году и со своим мужем, Николаем Качимовым.

После окончания восьми классов Анна Щетинина написала начальнику Владивостокского морского техникума о своем желании поступить на судоводительское отделение. В ответ получила приглашение «явиться лично». Скорее всего, долго над ответом руководитель не думал, рассудив, что жизнь сама справится с этим «подарком» в виде учащейся женского пола: за годы обучения и юноши нередко отказывались от дальнейшей учебы из-за трудностей.

И все же надо отдать должное новой советской действительности, в которой провозглашалось, хотя бы формально, равенство возможностей мужчин и женщин, пусть без создания честных условий для тех и других.

Кроме Щетининой, еще две девушки – сестры Надя и Лиза – поступили на отделение, успешно пройдя по конкурсу – 200 заявлений на 42 места. Забегая вперед, скажем, что завершили учебу лишь восемнадцать студентов, и сестры ушли после первой же летней практики. Щетинина была среди выпускников. Полученный опыт не только не заставил ее свернуть с намеченного когда-то пути, а наоборот – по-настоящему закалил характер и помог не сломаться в довоенное, военное и послевоенное время.

Сама учеба давалось легко – Анна понимала, что спрос с нее всегда будет больше, чем с однокурсников, поэтому относилась к занятиям серьезно. Проблемой были деньги – студентам приходилось подрабатывать по ночам грузчиками, чтобы чем-то питаться.

Щетинина работала наравне со всеми – с десяти вечера до шести утра таскала тяжелые мешки, а к восьми утра отправлялась в техникум. Первая практика на корабле началась с агрессивного приема – девушкам на судне рады не были, и скидок впоследствии не делали.

Пароход «Чавыча». Источник: rg.ru
Пароход «Чавыча».

На протяжении всей учебы придирки, провокации и нападки по одной лишь причине принадлежности к женскому полу были для Анны привычной реальностью. Но к этому она была готова. Хотелось только получить заветную корочку и стать на капитанский мостик.

В 1929 году Щетинина окончила техникум, была матросом, штурманом, вторым помощником капитана, и наконец – неожиданно для нее самой – получила диплом капитана дальнего плавания, произошло это в 1934 году. В январе 1935 года Анне доверили перегон ее первого судна, грузового парохода «Чавыча», из Гамбурга в Одессу и оттуда – на Дальний Восток.

К этому времени у Щетининой уже был большой опыт мореплавания, но первое путешествие в статусе капитана все равно стало незабываемым. От корреспондентов разных международных изданий она узнала, что стала первой женщиной – капитаном дальнего плавания в мире.

Фотографии, интервью, мировая слава тоже стали частью этого большого испытания – его Щетинина выдержала, продолжая на протяжении всей своей капитанской карьеры делать свою работу – с полной отдачей, не теряя головы, осознавая полную ответственность за все, что происходит с вверенным ей судном. Анну моряки уважали.

Анна Щетинина в 1937 году. Источник: sibreal.org
Анна Щетинина в 1937 году.

Случалось всякое – в самых вопиющих ситуациях приходилось высаживать провинившихся членов команды на берег. Во вторую же свою зиму в качестве капитана «Чавычи» Щетинина выводила пароход из ледяного плена у берегов Камчатки; урезала пайки, чтобы дотянуть до суши, сохраняла дисциплину – а ведь на тот момент ей было только двадцать восемь.

Поступила учиться в Ленинградский институт инженеров водного транспорта – время шло, на кораблях появлялось новое оборудование, и капитанам приходилось осваивать новые знания.

За несколько дней до начала войны Щетинина принимала в Гамбурге теплоход «Бира», успев почувствовать что-то недоброе, как потом она вспоминала в своей книге. В 1941 году перевозила стратегические грузы в Балтийском море, а когда ее пароход «Сауле» был подбит, организовала его ремонт, в течение этого времени зажигая дымовые шашки, чтобы ввести в заблуждение противника.

Будучи капитаном судна «Жан Жорес», совершавшего рейсы через Атлантику в рамках программы ленд-лиза, решала и более серьезную проблему – как-то раз в пути лопнул корпус судна, и оно в любой момент могло затонуть – в 500 милях от земли. Стянув трещину, моряки в течение трех дней добирались тогда до берега.

Главным в жизни Анны Щетининой всегда было море, но не оно одно заполняло все страницы ее биографии. После окончания третьего курса она вышла замуж за радиста Николая Качимова, который в 1938 году был арестован по «расстрельной» статье, но через год вышел на свободу – о подробностях такого спасения Щетинина не рассказывала, но есть основания предполагать, что причиной его послужила репутация жены-капитана и помощь близких ей людей, чье слово имело вес в государственных структурах.

Он ушел добровольцем на фронт, воевал на Ладоге, пока Щетинина раз за разом пересекала Тихий океан, был тяжело ранен в 1944 году и спустя шесть лет от последствий ранения скончался.

Щетинина была награждена орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В семидесятых она стала Героем Социалистического Труда.
Щетинина была награждена орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. В семидесятых она стала Героем Социалистического Труда.

Болезнь матери вынудила Щетинину на некоторое время отказаться от моря, она принялась за преподавание. Сначала – в Ленинградском училище, где стала деканом судоводительского факультета, а во второй половине пятидесятых она вернулась во Владивосток. Там писала учебники, вела занятия, в летние каникулы подменяла капитанов и выходила в море. Щетининой доверяли и общественную работу, в 1964 году она стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР.

Вторую половину жизни Щетинина передавала опыт новым поколениям мореплавателей. Источник: rg.ru
Вторую половину жизни Щетинина передавала опыт новым поколениям мореплавателей.

Ко всем своим наградам, полученным и в довоенное время, и во время войны, в 1978 году Щетинина добавила и звание Героя Социалистического Труда, ранее не присвоенное из-за давнего ареста ее мужа. На пенсию первая женщина-капитан вышла в 1983 году, полвека проведя на капитанском мостике.

Незадолго до своей кончины в 1999 году Анна Ивановна Щетинина передала свои награды, фотографии, письма и другие документы в Госархив Приморского края. Имя ее присвоено школе, в которой училась Щетинина, а еще – одному из островов Курильской гряды, мысу во Владивостоке.


отсюда


Tags: женщины, история, флот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 692
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments