Иногда такие "агитационные" боеприпасы, "работают" эффективней обычных, начиненных взрывчаткой. А иногда становятся бессмысленным переводом бумаги и металла.
Немецкие пропуска в плен для советских солдат широко известны. Но и наш Агитпроп не оставался в долгу — пропуска в плен для немцев печатались с первых дней войны. Но в первые дни войны эффективность такого средства воздействия на противника была близка к нулевой. А вот после первых поражений Вермахта "пропуска" наконец заработали.
Образец советской пропаганды начала войны — капиталист жирует в тылу, солдат погибает на передовой. Тогда наши пропагандисты еще надеялись на "классовую сознательность" германского пролетариата. Увы, пролетариат в Германии оказался не очень сознательным. И нам пришлось печатать более убедительные и действенные листовки.
Вот, например, листовка более действенная.
"Зима на Восточном Фронте" может быть такой.
А может быть и такой.
Листовка, выпущенная по "горячим следам" Сталинграда. "Стань военнопленным и уцелей". Справедливости ради стоит отметить, что из сталинградских пленных уцелели далеко не все — в донской степи их нечем было кормить и нигде было размещать, да и без того, большинство из них находилось на крайней степени истощения.
А вот еще пара листовок на тему Сталинграда, не нуждающихся в комментариях:
Да, Паулюс, наверное, в детстве и не мечтал о том, что его фотографии будут печататься такими тиражами.
Простая и понятная листовка — вот эти глупые люди удерживали Великие Луки до конца и погибли. А вот те, оказались умными и сдались в плен. После войны они поедут домой. И, действительно, по разным данным в Великих Луках зимой 43-его нашлось от 4 до 17 тысяч умных немцев.

"Отец никогда не вернется. Гитлер забрал его у нас". На заднем плане — немецкая "похоронка".
"Так или так?". Читатель листовки должен придти к неизбежному выводу, что второй вариант предпочтительней.
"Почему ты плачешь, мама?" (рядом с этим вопросом — изображение немецкой "похоронки")
А в этой листовке перечислены конкретные немецкие офицеры, сдавшиеся в плен (изображены на фото), а на оборотной стороне факсимиле письма одного из них.
Развернутые комментарии в данном случае излишни.

"Папа умер". "Долой Гитлера! Он сделал это".
"Подумай о детях". Просто, лаконично, ничего лишнего.
И снова — просто и доходчиво.
Сложно подсчитать сколько жизней советских солдат спасли такие "пропуска в плен" для солдат противника на завершающем этапе войны. Но в том, что пропагандисты внесли свой вклад в Победу, сомневаться не приходится.
via
Journal information