Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Category:

Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) вращалась в кругу самых талантливых художников и писателей своего времени. Максим Горький придумал ей псевдоним, Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Диего Ривера писали её портреты. Она стала одной из самых ярких фигур Парижской школы живописи и монпарнасской богемы, однако на родине её имя было забыто.

Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Слева – Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет, 1929 г. Справа – Маревна. Портрет Пабло Пикассо, 1956

Мария родилась в 1892 г. под Чебоксарами, окончила Школу изящных искусств в Тифлисе, а затем продолжила обучение в Строгановском училище в Москве. Во время своего первого путешествия по Италии девушка познакомилась с М. Горьким, который придумал ей эффектный псевдоним, навеянный русскими сказками. Горький сказал ей: «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь».

Но становление Маревны как художницы произошло именно в Париже, начиная с 1912 г. Она общалась с Модильяни, Пикассо, Кокто, Аполлинером, Дягилевым, Леже, Матиссом, Шагалом и находилась под сильным влиянием Парижской художественной школы. Её работы представляют собой синтез пуантилизма, кубизма и примитивизма.


Маревна была одним из самых ярких персонажей парижской богемы. «Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить», – вспоминала художница. В течение шести лет её связывали романтические отношения с Диего Риверой, будущим мужем Фриды Кало. От него Маревна родила дочь Марику, ставшую впоследствии довольно известной танцовщицей и актрисой.

Об экстравагантным нарядах Маревны и её многочисленных романах говорил весь Париж. Творчеству уделяли куда меньше внимания, хотя художница всё своё время посвящала изучению живописи. Днём она посещала Русскую академию М. Васильевой, а также академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников.

Увлечение современными направлениями живописи и общение с гениальными художниками сыграло с ней злую шутку: её картины называли интересными и оригинальными, но безнадёжно вторичными. Критики писали, что «в середине ХХ ст. Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности». Её творчество снисходительно называли «дамским рукоделием» и отмечали отсутствие в нем эволюции – работы 1920-х и 1960-х гг. принципиально друг от друга не отличаются.

Тем не менее творческое наследие Маревны ценно уже хотя бы потому, что она создала серию портретов своих знаменитых современников – Риверы, Пикассо, Модильяни и других, а также написала три книги воспоминаний: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и «Воспоминания кочевницы», в которых содержатся интересные наблюдения над жизнью богемного Парижа начала ХХ в.

В 1952 г. состоялась персональная выставка картин Маревны в Лондоне, в 1942 и 1953 гг. – в Париже, компания ВВС сняла о ней документальный фильм «Маревна и Марика». А в России долгое время художница была неизвестна, но в 2004 г. в Третьяковской галерее провели выставку её работ, были изданы её мемуары, и о ней заговорили. Ещё при жизни художницы значительную часть её картин выкупил музей современного искусства «Пти Пале» в Женеве, где они сейчас и хранятся.

Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Слева – Маревна. Автопортрет с натюрмортом, 1917. Справа – А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Триптих «Посвящение монпарнасским друзьям», 1962. Часть первая. Слева направо: Д. Ривера, Маревна с дочерью Марикой, И. Эренбург, Х. Сутин, А. Модильяни, Ж. Эбютерн, М. Жакоб, М. Кислинг, Л. Зборовски


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Триптих «Посвящение монпарнасским друзьям», 1962. Часть вторая. Слева направо – М. Волошин, Х. Сутин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург и О. Цадкин


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Триптих «Посвящение монпарнасским друзьям», 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна и опекавший её М. Волошин


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956


Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине
Художница Маревна


via

Tags: художники
Subscribe

promo astori_18 июнь 19, 2022 00:45 690
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments