Ирина (astori_18) wrote,
Ирина
astori_18

Categories:

Портрет невесты вместо лика святой: кого изобразил художник Нестеров на фреске Владимирского собора

Над росписями Владимирского собора в Киеве работали несколько гениальных художников: М. Врубель, В. Васнецов и М. Нестеров. Проектом руководил Адриан Прахов – историк искусства и археолог. Михаил Нестеров увлекся его дочерью Еленой. Он использовал ее в качестве модели для фрески «Святая Варвара», что вызвало скандал в киевском высшем обществе.

М. Нестеров. Слева – Леля Прахова. Эскиз для *Святой Варвары*. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru
М. Нестеров. Слева – Леля Прахова. Эскиз для *Святой Варвары*. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе

Всю зиму 1893-1894 гг. Нестеров работал над иконостасами Владимирского собора. Святых он писал в соответствии с византийскими канонами – и Адриан Прахов, и художники, которые с ним работали, считали своей самой важной задачей возрождение византийского искусства. Однако созданные Нестеровым лики святых Константина и Елены, Кирилла и Мефодия, несмотря на единодушное одобрение комитета, самому художнику казались слишком холодными и обезличенными. Поэтому следующие работы он решил писать с натуры.


М. Нестеров и Е. Прахова | Фото: art-nesterov.ru и tg-m.ru
М. Нестеров и Е. Прахова

М. Нестеров. Святой Кирилл. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru
М. Нестеров. Святой Кирилл. Владимирский собор

Образ Великомученицы Варвары был особенно близок Нестерову, и он решил его «очеловечить», наделив святую чертами лица девушки, к которой испытывал нежные чувства. О своей первой встрече с Еленой Адриановной Праховой художник вспоминал: «Напротив Праховой (матери) за самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая, худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Леля. Она как-то просто, как давно-давно знакомая, усадила меня около себя, предложила чаю, и я сразу и навсегда в этом шалом доме стал чувствовать себя легко и приятно. Леля, благодаря своему милому такту или особому уменью и навыку обращаться в большом обществе с людьми разными, всех покоряла своей доброй воле и была общей любимицей». А позже, в 1897 г., Нестеров написал своему знакомому: «Это прекрасная девушка, с которой я взял когда-то тип своей великомученицы Варвары и был недалек от того, чтобы влюбиться в нее и связать ее судьбу со своей».

М. Нестеров. Святой Мефодий. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru
М. Нестеров. Святой Мефодий. Владимирский собор

Сохранился карандашный рисунок Нестерова – портрет Е. Праховой, который послужил эскизом святой Варвары. Работал художник вдохновенно и окончил фреску менее чем за месяц. Он остался очень доволен этой работой, о чем сообщал отцу: «Великомученица Варвара» нравится… и я думаю, что все же это мой лучший образ в соборе…». Однако его восторга не разделили члены комитета. В «Варваре» они видели нарушение византийских канонов и забвение православных догм. Лицо святой было слишком «земным» и узнаваемым. Вскоре в обществе пошли слухи о том, что вместо иконы Нестеров написал «портрет Лели Праховой». Жена генерал-губернатора, графиня С. Игнатьева и губернские дамы под ее предводительством взбунтовались: «Не хотим молиться на Лельку Прахову!». Вице-губернатор Федоров, возглавлявший комитет, потребовал переписать голову Варвары, уничтожив сходство с дочерью Адриана Прахова.

М. Нестеров. Слева – Святая Варвара. Эскиз. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru
М. Нестеров. Слева – Святая Варвара. Эскиз. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе

Позже Нестеров сокрушался: «Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора».

Слева – В. Васнецов. Елена Прахова, 1894. Справа – А. Мурашко. Портрет Е. Праховой, 1905| Фото: arttrans.com.ua и oldkiev.io.ua
Слева – В. Васнецов. Елена Прахова, 1894. Справа – А. Мурашко. Портрет Е. Праховой, 1905

Его личные отношения с Еленой Праховой тоже потерпели фиаско: несмотря на то, что они были помолвлены, венчание так и не состоялось. Через несколько лет Нестеров сожалел об этом: «Если бы мне было суждено когда-либо жениться вторично, то никого бы я не желал иметь своей женой, кроме этой талантливой и необычайно доброй и чистой душой девушки. Но… увы и ах!». Незадолго до запланированной свадьбы у Нестерова случился роман с другой девушкой, которая от него забеременела. Несмотря на то, что помолвка была расторгнута, художнику и его несостоявшейся невесте удалось сохранить дружеские отношения на долгие годы. Личная жизнь Елены Праховой так и не сложилась, она осталась одинокой и умерла в Киеве в 1948 г.

Плащаница, вышитая Е. Праховой по эскизам В. Васнецова для Владимирского собора | Фото: fakty.ua
Плащаница, вышитая Е. Праховой по эскизам В. Васнецова для Владимирского собора

Портреты Е. Праховой также написали В. Васнецов и А. Мурашко, а сама она была талантливой вышивальщицей и по эскизам Васнецова вышила плащаницу для Владимирского собора.


via

Tags: Живопись, интересно, история
Subscribe
promo astori_18 june 19, 2022 00:45 689
Buy for 50 tokens
1. Прошлое — это вероятность По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они произошли всеми возможными способами. Это связано с вероятностным…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment